В Музее современного этноискусства ЕГМЗ работают две выставки, посвященные Японии
Атмосфера Страны восходящего солнца царит в эти дни в Музее современного этноискусства ЕГМЗ. Там открыли свою работу сразу две выставки.
Первая из них посвящена японским куклам кокэси. Их делают из дерева, а затем уже покрывают росписью. По ней, к слову, можно понять, в какой местности изготовлена игрушка. В экспозиции представлено несколько ее видов: тогата-кокэси с удлиненным туловищем; наруко-кокэси, издающая при повороте головы звук, похожий на плач ребенка; едзико-кокэси, по преданию, приносящая в семью детей и счастье; яркие ядзиро-кокэси и многие другие.
− Это не просто игрушка, а целая философия. Кукла, сделанная не для игры, а выражающая мысли, концепцию мира бытия ее творца, — это всегда больше, чем кукла. Каждый свою любимую куклу всегда воспринимает по-особенному. То, кем является кукла для ребенка, и не только — одно из сокровенных чудес, ради которых стоит жить, развиваться, приобщаться к культуре. Мы знаем, что у каждого народа куклы имеют особое значение. Японская культура — одна из самых сложных и древних. Сегодняшняя выставка еще раз позволяет в этом убедиться, − сказал заместитель генерального директора Елабужского музея-заповедника по научной деятельности Александр Деготьков.
Дополнила выставку кукол кокэси фотовыставка Марии Голомидовой. Посетители музея смогут увидеть более 50-ти снимков, на которых изображены японские дети. На фотографиях можно увидеть не только живые эмоции, но и атмосферу, культуру, ценности японского общества.
Отметим, Мария Голомидова более десяти лет занимается репортажной и портретной съемкой в музыкальной индустрии, является официальным фотографом международных музыкальных фестивалей, проводимых в Токио, на Кюсю, Сикоку и Окинаве. Ее работы можно увидеть в японских музыкальных изданиях, журналах мод.
Это интересно...
Впервые изготавливать кокэси стали жители северо-востока Японии. Официальная дата появления куклы — середина периода Эдо, однако специалисты считают, что ей уже более тысячи лет. Несмотря на лаконичность кокэси весьма разнообразны по формам, пропорциям, росписи — по этим признакам знатоки могут определить, в какой префектуре сделана игрушка.
Объяснения, каким образом сложился этот тип игрушки, нет. Существует версия, что ее прототипом были шаманские фигурки, применявшиеся в обряде вызывания духов-покровителей. Вторая же версия весьма трагична. Кокэси являлись своего рода поминальными куклами. Их ставили в домах крестьян, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных, так как родители не смогли бы их прокормить. Третья версия появления этой удивительной игрушки такова: в XVII веке в края, славящиеся горячими источниками, приехала супруга сегуна — военного правителя страны, страдавшая бесплодием. В скором времени женщина родила дочь, а мастера решили запечатлеть это событие.
B сегодняшней Японии популярность кокэси столь велика, что они стали одним из символов жизнестойкости и привлекательности национальной культуры, предметами эстетического созерцания, как культурная ценность далекого прошлого.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев