Елабужский психолог отвечает на вопросы читателей НК
Вопрос: «Сын закончил в этом году школу. Результаты ЕГЭ неплохие, есть все шансы поступить на бюджетной основе в вуз. Однако он настаивает на том, чтобы пойти в армию. Говорит, что хочет учиться в вузе только после службы. Но ведь это два потерянных года – из армии придет следующей осенью, поступать будет уже через год. Не знаю, как уговорить его не забирать документы. Помогите!»
Ответ: В этом письме отражаются детско-родительские отношения. Маме важно определиться со своим внутренним состоянием, тревогой, страхами за сына. Как все мамы, мы стараемся «подстелить соломку», чтобы создать лучшие условия своему ребенку. А всегда ли наши действия эффективны?
Важно состояние ресурса у родителей. Если мама постоянно тревожится, то ничего хорошего из этого не получится.
При рождении ребенку дается жизнь как биологическому существу, и врач, перерезая пуповину, отделяет ребенка от материнской плоти и крови.
Но в жизни человека должен произойти и еще другое рождение – перерезание психологической пуповины, психологическое отделение ребенка от родителей с последующим становлением как личности, индивидуальности.
При этом родители должны быть акушерами при психологическом рождении своего ребенка. Если первые роды совершаются быстро и вызывают всеобщую радость, то вторые «роды» часто проходят мучительно и долго, окружены конфликтами.
В норме психологическое рождение человека должно завершаться к концу подросткового возраста, а духовное рождение – к 27-ми годам.
Но, увы… Можно встретить даже 50-70-летних психологически не рожденных «детей». В этом случае, даже при том, что человек пришел к религии, речь не может идти о его полном духовном рождении. До духовного развития ему важно разобраться со своей персоной, которую как раз изучает психология. Выше этого уровня является духовность.
Жаль, что такие знания не даются в школах. Как раз эти темы являются началом в «Семьеведении», благодаря зрелости людей создаются и зрелые отношения, и устойчивые семьи.
В норме по окончании подросткового возраста между родителями и детьми должны установиться отношения двух индивидуальностей, которые связаны нитями любви, равенства и взаимной поддержки.
Когда речь идет о конфликтах между родителями и детьми в старшем возрасте, поднимаются темы «Отцы и дети», «Мама и дочь», «Свекровь и невестка» – речь идет как раз об уровне сепарации (отделении ребенка от мамы, от семьи), психологическом рождении мамой своего чада.
Результатом сепарации от родителей является умение без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью, самому принимать решения и нести ответственность за их последствия.
В течение роста ребенок проходит 4 этапа сепарации.
1 год – ребенок способен делать первые самостоятельные шаги (доползти, дойти). Препятствием к психологическому отделению в этом возрасте будет то, что мама не поддерживает стремление ребенка к самостоятельности – продолжает кормить с ложки, делать то, что ребенок хочет сделать сам.
Кризис 3-х лет – ребенок начинает осознавать себя как личность. В это время малыш начинает понимать, что он и мама – разные люди. Но есть фразы родителей, которые препятствуют становлению личности и психологическому отделению: «Ты еще маленький», «Давай, я это сделаю лучше», «Видишь, у тебя это не получается», «Так, как я, будет лучше. Мама знает».
В подростковом возрасте происходит самоидентификация ребенка. Он пытается ориентироваться в большей мере на позицию сверстников. Происходит обесценивание родителей в результате того, что ребенок начинает замечать то, на что раньше не обращал внимания. Это приводит к конфликтам. Препятствием для психологического отделения в этот период является подавление родителями своего ребенка.
Возраст 17-19 лет. Период вступления ребенка во взрослую самостоятельную жизнь. Сепарация произошла, когда ребенок отделяется психологически от собственной семьи, начинает опираться на свои представления о жизни, распоряжаться тем, как дальше обустраивать свою жизнь.
Алкоголь, наркотики, конфликтность, нереализованность во взрослом возрасте – это и есть «вовремя не рожденные своими мамами дети».
Виды психологического отделения: эмоциональная, ценностная, функциональная, конфликтная.
Эмоциональная – это когда ребенок или взрослый человек способен сделать выбор, вне зависимости от того, одобрит этот выбор мама или нет.
Ценностная – когда человек способен иметь свое личное мнение и видеть мир не таким, как его видит мама. Он имеет право в присутствии родителей озвучивать свое мнение.
Функциональная – способность человека позаботиться о себе вне зависимости от того, есть ли рядом родители. Человек знает, где взять еду, как ее приготовить, где и как брать одежду.
Конфликтная сепарация – когда ребенок ругается с мамой и при этом не «разрушается» от чувства вины.
Порой это бывает очень сложно. Очень часто приходят люди, которые «проглотили» свою боль от ненависти к родителям. Многие сами не осознают того, что живут вместе с непрожитыми обидами и виной по отношению к родителям. Эти телесные и эмоциональные блоки приводят к психосоматическим болезням. Такие запросы составляют большую часть всего консультируемого населения.
Процессом психологического отделения ребенка от родителей должны управлять сами родители.
Причины, по которым сепарация не происходит со стороны родителей: слияние с сыном или дочкой, тревожность, собственная нереализованность, неуверенность в себе, страх потерять контроль и страх разочарования.
При грамотном подходе все процессы «рождения» мы прорабатываем на сеансах, и человек исцеляется от своей боли, у него начинается настоящее взросление.
Продолжение этой темы читайте в следующем номере газеты.
Психологического и духовного рождения и счастливой жизни вам, уважаемые читатели!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
В редакцию газеты "Новая Кама" срочно требуется главный бухгалтер и помощник бухгалтера. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11
Нет комментариев