В Елабужском музее появился музыкант, играющий на необычном инструменте
Гость с юга музыкант Габриэль Гайденак играет на билах.
Практически ежедневно во второй половине дня на территории мемориального дома-музея Ивана Шишкина, вдоль тенистых елей звучит чарующая музыка. Посетители музея и гости Елабуги за три недели июля уже успели оценить звучание на билах – металлических пластинах.
Для справки. Би́ло − деревянный, металлический (редко — каменный) брус или пластина, по которой ударяют молотком или колотушкой.
Спектр эмоций, вызванный таким необычным новшеством самый разный: от удивления до восторга. Дарит такие ритмические зарисовки и полнейшую импровизацию приглашенный гость с юга, музыкант Габриэль Гайденак.
Впрочем, сам исполнитель на билах – человек не новый в городе на Каме. Ежегодно на протяжении 9-ти лет он приезжал в Елабугу как участник Фестиваля колокольного звона, который, напомним, проходит в начале августа, в дни проведения Спасской ярмарки. Его талантливой и мастерской игрой на билах давно уже очарованы все: и рядовые ценители прекрасного, и городские власти, и руководство Елабужского музея-заповедника. Потому-то и родилась идея – пригласить профессионального музыканта в команду Елабужского государственного музея-заповедника.
− Звук било, конечно, очень необычный: чистый, гармоничный. Его «открыл» Александр Жихарев, который как-то стоял возле Спасского собора в Елабуге и придумал: как из плоскости получить звучание. Вот так и родился этот шедевр. Наши пути с ним пересеклись 16 лет назад в Москве. И вот с тех пор я играю на инструментах, которые он мне изготавливает и настраивает. И, видимо, эти пути должны были привести и в Елабугу. В город, где, собственно, и зародились эти билы. Как его ученик, я просто обязан был оказаться здесь. Сам я из Москвы, но с 2015 года живу в Сочи. Получается, я приехал к вам с моря по приглашению Гульзады Ракиповны (Гульзада Руденко-генеральный директор ЕГМЗ, - прим. ЛД). Она предлагает мне открыть в Елабуге школу звонарей и обучать здесь молодых людей этому искусству профессионально. Пока это только планы.
А вот то, что инструмент весом в 50 кг город уже приобрели для Габриэля Гайденака, и теперь билы стали стационарной собственностью государственного музея-заповедника − это уже факт, воплощенный в действительность. И они органично вписались в ауру дома-музея Ивана Шишкина.
‒ Локация определилась случайно. Здесь хорошее место, проходит много туристических групп, рядом Спасский собор. Одним словом, само место стоит того, чтобы здесь играть. Люди, конечно, в легком шоке, когда слышат звучание билов. Во-первых, многие видят этот инструмент впервые. Во-вторых, их привлекает необычное звучание. И, в-третьих, с помощью билы басовой я исполняю желания. И дети, и взрослые загадывают свое самое сокровенное желание, затем я ударяю три раза в било и желание исполнятся. За 16 лет у меня знаете какая статистика! После воздействия билотона у многих в жизни начинают происходить чудеса, − с улыбкой рассказывает Габриэль Гайденак.
Впрочем, сам музыкант при этом говорит, что все чудеса исходят от энергоинформационного поля.
− Сейчас даже дети знают о том, что мы живем в мире энергии. Если мысли человека направлены на что-то доброе, вечное, благородное, то эта мысль улавливается Вселенной. Мысль материальна. Если посыл мощный и он откровенный, искренний, благородный, то у меня нет сомнений, что он исполнится. Человек отправляет свою добрую мысль, а вот этот било как усилитель, захватывает эту мысль на энергетическом уровне и уносит туда, куда надо, уж поверьте мне, − говорит музыкант.
Габриэль Гайденак признается, что его новое место работы с такой потрясающей атмосферой, что он готов звонить в билы хоть все 6 часов подряд. Без перерыва. Говорит, что находится здесь в состоянии душевного насыщения и благодати.
‒ У меня есть своя простая формула. Человек как биофизический организм, сам является музыкальным инструментом. Люди, действительно, звучат в акустическом спектре. Сзади нас проходит поЗВОНочник. Это, своего рода, колокольчики, и они звучат. Представьте, если гитара или скрипка расстроены, то они звучат некрасиво. Так же и человек. Поэтому и есть такое понятие, как наСТРОЕНие. Если человек настроен на благодать, чистоту и гармонию, полон сил и энергии, то он поет красиво. Это значит, что струны его души звучат правильно. Но, к сожалению, человек может быть и расСТРОЕНным, − философски объясняет Габриэль Гайденак.
Этот музыкальный инструмент настроен настолько уникально, что по праву может считаться акустическим шедевром, который еще при этом имеет патент. Аналогов ему нет. Александр Жихарев в 1988 году сделал первый образец. А в 2001 году он получил сразу несколько патентов, даже международных.
‒ Получается, это камертон. Человек – это музыкальный инструмент, а я – настройщик. Я настраиваю людей в физическом и ментальном плане. Плюс музыка − это эстетика. Я играю мелодии, ритмические рисунки. Люди могут попросить меня сыграть что угодно: весну, лето, дождь, солнце, даже характер или портрет того или иного человека. И я сымпровизирую. Через музыку можно передать много чего. Я настройщик, − говорит профессиональный музыкант.
К слову, сам Гайденак с детства играет на ударных инструментах, на гитаре, а с 14 лет пишет собственную музыку, исполняет на синтезаторе. Между прочим, его отец – известный гитарист, лидер группы «Поющие сердца» Александр Ольцман. Так что музыкальные гены – это наследственность. Что касается волшебного звучания билов, то на них реагируют от мала до велика. Даже груднички, − говорит герой публикации.
И еще. Уже в качестве послесловия. Габриэль Гайденак написал песню про Елабугу. В прошлом году впервые спел ее со сцены. Талантливый отец Гайденака сделал аранжировку к песне, а елабужане и гости города услышат ее уже через пару недель в исполнении казачьего хора во время Всероссийского фестиваля колокольного звона.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев