Новая Кама

Елабужский район

18+
2024 - год Семьи
Общество

Зиряк Садыкова – смышленая дочь Дюм-Дюма

Не суждено было Хасанзяну увидеть, как растут дочь и сын Тукай (оставшись сиротой с малых лет, Хасанзян самостоятельно научился читать по-русски и по-арабски, и сына назвал именем великого поэта).

В 1944 году пришло известие, что он геройски погиб. Сания не поверила.  
– Жив! Живет, наверное, с какой-нибудь полячкой! 
До последнего дыхания не смогла она принять, что ее мужа нет на белом свете. 
– Тогда я туда поеду, найду папу и верну! – успокаивала ее дочь. 
И в самом деле нашла...
Хасанзян Закиров погиб 5 августа 1944 года, в этот день ему исполнилось 18 лет. Командир пехотного батальона, замполит, кавалер ордена Красной Звезды похоронен в Польше, в городе Седльце в братской могиле №234.
Еще в конце прошлого века прадед Зиряк Хази бай (спасший односельчан от голодной смерти в 1921 году) построил дом для своего внука Хасанзяна, в том доме и выросла Зиряк вместе с братишкой. Способность отца к обучению перешла и к детям – учились они старательно. Только вот жизнь подвигала Зиряк к серьезным решениям.
– Мама, я поеду в Лубяны, лес рубить! – сказала однажды восьмиклассница. Несмотря на уговоры матери, остаться и закончить учебу, Зиряк решилась. Не выдержало сердце матери, через два месяца поехала за своей дочуркой. 
Застала ее спящей после тяжелого труда. Усталую, исхудавшую… Зиряк проснулась от капли горячей слезы матери, упавшей ей на лицо. 
– Вернемся, дитятко… У тебя же есть мечта, – уговаривает ее мама.
Да есть! Очень уж хочется стать певицей. После десятого класса, приехав в Елабугу, узнала, что экзамены в культурно-просветительском училище уже закончились. Точь-в-точь как в фильме «Приходите завтра!» Хорошо, что есть на свете сердобольные люди. «Не плачь, сестренка, пойдем-ка, послушаем», – сказал ей кто-то и Зиряк пошла. Прошла в зал, где стоял рояль. Исполнила «Кара урман» («Темный лес») акапелла, а вторую песню – любимую, привычную, которую напевала с детства, пришлось исполнять под аккомпанемент рояля. Девчонка из деревни впервые увидела такой инструмент. Экзаменаторам понравились ее мелизмы. Приняли. Но… Авторитетный преподаватель учебного заведения сказал девушке, часто болеющей ангиной, что певицей она стать не сможет. Думаете, она опустила крылья? Нет! Что ж, если не станет певицей! Это еще не значит, что она будет далека от песен и мелодий. Народные мелодии живут в душе Зиряк, она любит песни, душа ее поет…
Получив диплом, по направлению девушка из Дюм-Дюма попала в Атнинскую библиотеку. Поработав год, она переехала в деревню Олэ-Казаклар Дубъязского (ныне Высокогорский) района. Здесь она организовала молодежный театр, научила петь его актеров, осуществив так свою мечту. Даже в Казань съездили, поставили спектакль. Красавица (как у отца, черные глаза!), как запоет, чарует голосом, возьмет гармонь – заслушаешься, наверняка тогда у многих ребят сердца зажглись. А она выбрала голубоглазого Абдуллазяна. Как только поженились, мужчина поставил вопрос ребром: в клубе больше не будешь трудиться, найди другую работу! Устроилась молодая жена учительницей начальных классов. Она станет такой же, как их Закия апа – их любимая первая учительница! О-о, как она интересно проводила уроки! 
Девушка поступает учиться заочно на филологический факультет Елабужского государственного педагогического института. Через некоторое время молодая семья перебирается в Елабугу. Высококлассному водителю Абдуллазяну тут же нашлась работа, а у Зиряк школа находится далековато от города. Зато к маме близко! Каждый день пешком она проходит расстояние от Шурняка до Дюм-Дюма.
Как-то раз к Зиряк на урок заходит представитель РОНО, приехавший с проверкой. Она сначала заволновалась, но быстро успокоила себя: «Чего мне бояться? Планы в порядке. Что говорить на уроке, знаю…» Ученики только так поднимают руки: «Апа, я знаю!», «Апа, я скажу!» Зиряк им ставит только «пятерки». Один урок проходит, второй… Третий урок – пение. Проверяющий выходит с удивлением. На следующий год снова хочет посетить уроки Зиряк Хасановны…
А в это время Зиряк уже в Елабуге, рядом с мужем.
В 1962 году в ее биографии начинается новая веха. В те годы укрупняли близлежащие районы. Газеты «Вперед» и «Алга» стали выходить под названием «Новая Кама» и «Яна Кама», вторая – дубляжом. 
– В газете работали машинистка, я, кроме меня еще один корректор, два переводчика – ветераны войны Шамиль абый Гарифуллин и Журьат абый Фатихов. Заместителем редактора был Вагиз Валиев, тоже вернувшийся с войны, – вспоминает заслуженный работник культуры Татарстана Зиряк ханум Садыкова. Она посвятила газете сорок лет своей жизни.  
Тогда газеты верстались вручную, четыре выхода в неделю, компьютеров, интернета еще не было. В шесть утра передают новости. На одной руке – ребенок, другой записывает наскоро за диктором. Успеешь – хорошо, не успеешь… Работа начинается с восьми утра и продолжается иногда до девяти вечера. Сначала ждешь, когда материалы будут готовы на русском, потом переводишь, набираешь… Машинистка заболела, некем заменить – вместо нее садится Зиряк. Линотиписты не успевают − самой пришлось научиться. 
В те годы Сания апа уже переехала жить к дочери и зятю. «Бездушный Микола! – говорит она, в шутку ругая дочь.  – Разве столько работают?»
Трудолюбивая, терпеливая Сания апа помогала растить внуков. Воспитывая Зубарзят и Алмаза, учила их быть старательными, человечными, справедливыми. Честную и прямолинейную, односельчане называли ее «прокурор». 
Сначала Зиряк была корректором, потом переводчиком, а в 1979 году ее назначили редактором дубляжа. И работы, и ответственности стало больше. Когда-то, еще до войны, отец ее Хасанзян, работая председателем сельсовета, писал статьи в газету, теперь вот дочь пишет. Ее герои – умельцы района, ветераны тыла, хлеборобы. 
Столько лет она жила с мечтой о выпуске в Елабуге самостоятельной газеты на татарском языке. Для этого она сплотила вокруг себя талантливую молодежь. 
Наконец, этот день настал. В феврале 1991 года начинают издавать газету «Алабуга нуры» («Луч Елабуги») на родном языке. «Много сил вложила, руководи сама», − говорят ей. Зиряк отказалась. Скромность? Может быть. «Главным редактором должен быть мужчина. Тогда у газеты авторитета больше будет», − сказала она, но позже все-таки пришлось ей взяться за это дело. До заслуженного отдыха она осталась верна журналистике. Нет, правильнее сказать, до конца жизни.
Труд Зиряк Садыковой оценили высоко. Указом Президиума Верховного Совета ТАССР ей присвоено звание «Ветеран труда». Вручены памятные медали «Газете «Правда» 100 лет» и ««100 лет образования Татарской АССР»». 
– Мама не сидела дома, − вспоминает дочь Зубарзят ханум (музыкант, композитор, автор гимна Елабуги, Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан). – Выйдя на заслуженный отдых, она продолжала тесное общение с любимым коллективом. Активно участвовала в общественной жизни мусульман города. Посещая мечеть «Джамиг», она научилась читать и писать по-арабски, изучила религиозные основы. Знал же все это ее отец, по которому она скучала всю свою жизнь. И бабушка Сания из рода верующих, хоть и была коммунисткой, и намаз читала, и уразу держала. Моя мама читала Коран с таким красивым напевом...
В 2012 году мама воплотила в жизнь свою мечту – совершила хадж. Вернувшись, помнится, рассказала об одном случае. До утреннего намаза, она заходила в мечеть, тихонько читала Коран. Пока сидела, то одна подсела к ней, то другая. Мама подумала, что на намаз собираются. Закончив чтение, поднимает она голову, смотрит, все замлели под ее напев. Каждая на своем языке выразили маме благодарность и свое восхищение. И в Елабуге, и в Дюм-Дюме у мамы было много учениц. Кто не мог приходить в мечеть, она ходила к ним домой, обучала. 
Мама была терпеливым человеком. Никогда не жаловалась, доволььствовалась тем, что есть. Когда мой младший брат погиб в аварии, не стала слез показывать. Говорила: «Если буду плакать, вам будет еще тяжелее». 
Она всю жизнь помогала людям. Вдовам солдат она помогала оформить прибавку к пенсии, ходила многократно в архивы. Все ее мысли были о благородстве. «Добро не валяется на земле, делайте добро!» – повторяла она нам. 
Месяц Рамазан 2021 года пришелся на апрель. Всей душой уверовав в Аллаха, Зиряк ханум оставит разве уразу? Утром рано Зубарзят звонит маме, спрашивает, как дела. Обратив внимание на слабость в мамином голосе, она подумала: «Ухаживает за больным отцом, устает, наверное». Вскоре врачи «скорой помощи» донесли печальную весть...
16 апреля – в пятницу, в уразе, до полуденного намаза, она закрыла навеки глаза... Елабужане разных национальностей, разных верований говорят о ней с большим уважением: «Святая была женщина!»
Прав был отец, говоря, что дочь будет умной и смышленой. Она прожила свою жизнь достойно.
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

В редакцию газеты "Новая Кама" срочно требуется помощник главного бухгалтера. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru  Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев