Новая Кама

Жертвы белого террора, или У дороги и за сельмагом

Проезжающие по трассе Набережные Челны - Казань могут видеть малоприметный памятник, что возле дороги у Лекарева.

С этим местом, где до недавнего времени (до сооружения разворота) одна за другой происходили автомобильные аварии, связано немало мистических предположений. Некоторые считают, что мертвые, вернее, их души, выходят из братской могилы и своим появлением на дороге мешают движению, создавая аварийные ситуации.

На самом деле братская могила это памятник погибшим в годы Гражданской войны. На этом месте были захоронены жертвы белого террора из Костенеева и Казылей. В списке погибших - П.И. Аблаев, Д.Е. Акаев, С.С.Бурлаков, П.Н.Дьячков, четверо Веревкиных. Всего 17 человек.

7 мая 1919 года колчаковцы повели пленных в Елабугу, но по дороге расстреляли, поскольку не получили их согласия перейти на свою сторону.

О кровавой расправе над крестьянами писала газета «Знамя революции» (№ 170 от 31 июля 1919 года). Память о них увековечена скромной плитой и оградой, это место стало священным для лекаревцев. Кстати, сюда в годовщины Победы приходили ветераны, склоняя головы в траурном молчании, возлагая венки и живые цветы. Бывают здесь и местные школьники, словно становясь свидетелями того страшного дня. Перед ними вставала картина, когда после расстрела кругом были видны окровавленные лица, неестественные положения трупов, всюду валялись пиджаки, носки, кисеты, фуражки и просто отдельные лоскуты одежды - свидетельство издевательств над теми, кто был беззащитен перед палачами. По ним и опознавали погибших родственники, чьи близкие нашли свое пристанище на лекаревской земле. Многие заворачивали бесценные реликвии в чистые тряпицы, унося эту память с собой.

Долгие годы приходили сюда костенеевцы, посыпая могилу цветами и крупой, оплакивая невосполнимую утрату, кропя вдовьими и материнскими слезами уже поросший травой холмик. Теперь уже никого из них тоже нет в живых, но могила не забыта, как не забыты и события Гражданской войны, когда полегло немало тех, кто сердцем принял советскую власть, кто боролся за счастливую жизнь и свою землю.

***

В тот же день произошла еще одна расправа, свидетельство которой - могила в тени берез, недалеко от Лекаревского сельмага, сразу же за оврагом. Надпись на мраморной плите гласит о том, что здесь захоронены полсотни солдат и офицеров, отказавшихся воевать против советской власти. Имена их неизвестны. По воспоминаниям Любови Ивановны Алексеевой, эта могила - яма примерно 3 на 7 метров, куда трупы были накиданы как попало. Похороненные здесь не являлись жителями Лекарева.

Когда белогвардейцы отступили, могилу раскапывали, так как приезжали люди, и каждый хотел убедиться, тут ли захоронен их родной человек. Тела к тому времени уже разложились, но некоторые узнавали своих близких по носкам, шарфам, фуражкам, обуви…

Место захоронения установлено по свидетельству старожилки Анны Ивановны Васильевой. Она рассказывала, как вместе с подружкой была в тот день за околицей и видела расстрел.

Реклама

Памятник установлен по инициативе местных учителей Рыжковых -

Федора Тимофеевича и его супруги Марии Александровны, которая и стала созидательницей первого в районе школьного историко-краеведческого музея. Им теперь заведует внучка той самой Васильевой - Наталья Яркова.

- К сожалению, ни одна фамилия не установлена, - пояснила она. -

А вот в соседних Армалах жертв белого террора можно назвать поименно: братья Павел и Фрол Чернышевы, Василий Кашеваров с сыном Денисом и еще шестеро. На сельском кладбище сохранилась лишь могила Василия Рябова, мы с учениками за ней присматриваем.

Наталья Васильевна рассказала мне о том, что Василий Кузьмич Рябов был зверски убит белогвардейцами 7 сентября 1918 года. Он входил в партизанский отряд, руководимый Лукой Ивановичем Кашеваровым, выполнял роль связного. Чаще всего ему приходилось делать пешие ночные вылазки в деревню Токмашка, где находился партизанский штаб.

Белогвардейцы, захватившие деревню, бесчинствовали: грабили жителей, забирая хлеб, лошадей, телеги, скот, убивали людей, жгли дома.

Осенью 1918 года в Армалы ворвался танаевский белогвардеец Белков со своей бандой, приказал согнать всех жителей на сходку, что и сделал местный белогвардеец Карней Рябов. По воспоминаниям Марии Кузьминичны, ее брат Васятка от облавы сумел скрыться. На его беду, у паренька сильно разболелся глаз, и он решил вернуться домой, три ночи скрывался в сарае.

Когда в дом постучал Карней, хозяйка пригласила его к столу, после чего он приказал Василию собираться. Отвел юношу в сторону пасеки, где того и расстреляли; пуля попала в живот. Местным жителям приказали выкопать яму и закопать жертву. После изгнания белых из деревни родные погибшего перенесли его останки на кладбище.

… Из истории, как и из песни слова, нельзя выбросить ни одного факта. О некоторых из них и напоминают памятники в Лекареве и Армалах.

Галина КУЗНЕЦОВА

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: