Новая Кама

Великое чудо Крещения

19 января Православная Церковь празднует один из великих праздников - Крещение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, который также называется праздником Богоявления - так как в этот день единый Бог явил Себя миру в Трех лицах Своего Божества.

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. Главное для христианина в любой день праздника - присутствие на церковной службе, а при должной подготовке - участие в Таинствах Исповеди и Причащения Святых Христовых Таин.

Верующие люди на праздник Крещения обязательно принимают участие в праздничном богослужении, а после литургии берут домой святую воду. Великое водоосвящение совершается дважды: в сочельник, 18 января, и в сам день праздника, 19 января. При этом никакой разницы в «силе» святой воды, освященной 18 или 19 января, не существует. Главное - отнестись к освященной воде с благоговением, а приходя за ней в храм, следовать нормам приличия: соблюдать тишину, спокойствие, не толкаться, не брать с собой большие емкости для воды. Вода эта особенная, издревле ее называют Агиасмой (в переводе с греческого - Великая святыня), потому что через наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Принимают Агиасму внутрь, иногда окропляют лицо. Пьется она натощак и обязательно - с молитвой и верой во укрепление духовных и телесных сил. Святой водой окропляют жилище и всякую вещь, которую освящают. Хранить ее следует в достойном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы.

По словам доктора богословия, священника Олега Давыденкова, верование в то, что вода на земле в ночь с 18 на 19 января освящается потому, что ее освятил Сам Господь Своим крещением, <…> не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме. Освящение вод в крещенскую ночь - это однократное проявление Божией благодати. Освященная же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем». В этот день все водное естество на земле обновляется и очищается.

Но мнение о том, что вся вода на земле становится святой, не является частью православного вероучения. Ведь это касалось бы и воды в скверных местах, и воды в водопроводе, которая попадает в сток. Может ли Святой Дух действовать в нечистотах? Агиасма бывает только в храме. В древней Москве Патриарх в присутствии царя и народа совершал великое освящение воды на реке у ворот Кремля. Иногда это делается и в наше время, если есть поблизости чистый водоем. Все прекрасно знают, в каком состоянии сейчас наши водоемы, и порой освящать в них воду неприемлемо.

Различные суеверия, связанные с праздником Крещения Господня, в особенности ярко бытуют в наши дни: окунуться в морозную прорубь стало чем-то новомодным. Множество отчаянных людей, вопреки советам медиков, без благословения и без раздумья за компанию ныряют в ледяную воду.

Реклама

Сравнительно недавно сложившаяся российская «околоцерковная» традиция массового купания в холодных прорубях не имеет прямого отношения к самому Празднику Крещения, не является его необходимой принадлежностью, и, что особенно важно, вопреки суеверному мнению, не очищает человека от грехов. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния в храме. Об этом в прошлом году, накануне праздника Крещения, говорил, например, в СМИ глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Георгий Рощин.

Прежде, до революции, совершались крестные ходы на иордани с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало. Подтверждение находим и в «Настольной книге священнослужителя», изданной в 1913 г.: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). <…> В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

Купание же в «Иордане» с распитием спиртных напитков иначе как кощунством и не назовешь. При желании после богослужения, испросив благословение священника, можно искупаться. Лишь бы за этим стояла искренняя вера, а не отношение к воде как языческому оберегу. Благодать не действует автоматически, и бесполезна для нечестивых христиан, - говорит Св. Феофан Затворник.

Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души и проявлении других добродетелей. Необходимо понимать главную суть праздника Крещения Господня, и прежде всего чтить само Богоявление. Благодать, дарованная нам в приобщении святыни в эти дни должна бережно сохраняться нами как можно дольше, помогая нам в духовном возрастании.

Помощник благочинного Елабужского округа Н.В.Назарова

Фото с сайта wap.liveangarsk.ru.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: