Судьба человека. Лидия Тарабрина: «Я прожила счастливую жизнь»
«За мужем – как за каменной стеной», «Мой муж – моя опора». Казалось бы, банальные фразы, а вот для Лидии Тарабриной они в жизни самые главные.
В гостях у 90-летней Лидии Яковлевны я оказалась не случайно. Она – ветеран НГДУ «Прикамнефть». Двадцать лет проработала в этой организации. Ее муж Василий Тарабрин – Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РСФСР, кавалер четырех орденов.
Детство Лиды, как и у многих детей того времени, пришлось на годы войны. Она – младшая из двух сестер в семье. Ее, как могли, оберегали. Конечно, же, мать. Одна. С двумя детьми на руках еще до начала войны она овдовела – отец девочек умер, когда их маме было всего 25 лет. Молодая женщина не осталась одна, помогал свекор – отец умершего мужа. Девочки гостили у него в деревне, во время войны он подкармливал их, чем мог.
Лидия Яковлевна родилась 19 августа 1932 года в деревне Дмитриевка Мелеузовского района Республики Башкортостан. В годы войны ее сестра уже была подростком, видела и слышала о военном лихолетье гораздо больше. Но и в памяти Лиды отложилось немало. Она отчетливо запомнила пленных немцев, которых размещали в школе № 1 города Ишимбай, где Лида училась с сестрой. Девочка тогда пошла в первый класс.
– Когда немцев привезли в школу, нас, детей, разместили в городе по разным учреждениям. Даже в горкоме партии были классы. Учились кто где. Мы думали, русских раненых привезли, а оказалось, немцев. Для нас, первоклашек, организовали классы в доме культуры. Когда утром я бежала в школу, мимо меня провозили на телегах каких-то людей. Я сначала не знала, кого везут. Торчали только голые ноги, а все тело и лицо были закрыты. Оказалось, это увозили из школы уже мертвых немцев. А их тела лежали прямо друг на друге, – вспоминает Лидия Яковлевна.
Окончив семь классов, Лида пошла учиться в вечернюю школу. Работала официанткой. Затем заочно поступила в педагогическое училище в городе Стерлитамак. Когда построили новую школу, работала сначала секретарем, а потом старшей пионервожатой. Была активной комсомолкой, ей нравилось работать с детьми, организовывать и проводить различные мероприятия. Работала с огоньком – и на нее обратили внимание. Вскоре освободилось место в горкоме комсомола, и она перешла туда заведующей отделом по работе среди школьной молодежи и пионерии. Ей тогда было 22 года. Посещала школы, пионерские лагеря. Особое место занимала работа по патриотическому воспитанию. Правда, проработала она недолго – вышла замуж. Ее избранником стал Василий Николаевич Тарабрин. Он был на четыре года старше нее. Высокий, красивый, черноволосый. На тот момент он уже заканчивал нефтяной институт. А познакомились они на танцплощадке.
– Долго ухаживал за Вами?
– Ой, долго! Года два, наверное. После окончания института его по распределению направили в Татарстан. Виделись мы редко. Бывало, приедет – сходим в кино или на танцы. А поженились мы летом 1954 года.
– Как вы жили?
– Хорошо жили. Он был замечательным мужем и отцом. Правда, курил много.
У Лидии Яковлевны трое детей – старшая дочь Татьяна, сын Владимир и младшая дочь Елена.
– У родителей была очень хорошая семья. Папа был интеллигентным, образованным человеком. У него тоже интересная судьба. Он из многодетной семьи. Так же рос без отца. Когда началась война, ему было 12 лет. Окончив семь классов, 14-летним подростком в военном 1942 году пошел работать токарем в Тракторную контору треста «Ишимбайнефть», одновременно учась в вечерней школе, а в 1948-м поступил в Уфимский нефтяной институт, по окончании которого – в 1953 году – молодым специалистом приехал работать в «Татнефть» в маленький поселок нефтяников Актюба Бугульминского района ТАССР.
По рассказам отца, нефтяником он стал по совету своего дяди Павла Ананьевича Колоскова, который много лет проработал старшим бухгалтером конторы бурения. «Иди, Вася, в нефтяники, сыт будешь», – напутствовал он своего племянника.
– Карьера отца шла в гору, – рассказывает его дочь Татьяна Тарабрина. – На одном месте семья долго не жила – отца направляли на новое место работы, семья следовала за ним. Так и объездили весь Татарстан.
И не только Татарстан. Три с половиной года (с 1965-го) Лидия и Василий жили в Германии – его направили туда в командировку. Мужчин тогда без жен не пускали заграницу. А Лидия устроилась организатором детских мероприятий при русском клубе. На общественных началах. Дети, естественно, были при ней.
– Жизнь в Германии была удивительной и интересной, – говорит старшая дочь. – Другая страна, другой менталитет – Европа! И для нас, детей, война была уже далеко, а вот мама помнила тех немцев из своего детства. Мы моментально освоились в чужой стране, дружили с немецкими детьми, так мы и выросли интернационалистами.
А Лидия Яковлевна и сейчас вспоминает те годы с неким напряжением…
– И все меня спрашивали тогда: «А разве в Советском Союзе бывает так много детей в семье? Да еще у такой молодой мамы». А еще помню, как один стоматолог восхищался моими зубами: «Какие красивые зубы! Родить троих детей и не потерять ни одного зуба!»
Лидия Яковлевна вместе с детьми всюду следовала за мужем. Они всегда были вместе. Было время, когда она не работала и занималась исключительно домом и детьми. Бабушек рядом не было, так что надеяться надо было только на себя.
– Честно скажу, мы – не те дети, которые выросли, как говорится, с ключом на шее. Когда приходили из школы, нас дома всегда ждала мама, обед, интересные занятия. Мы ни в чем не нуждались. Папа работал нефтяником, занимал руководящую должность, так что мы жили в достатке. И я бы сказала, что у мамы не было с нами проблем. Мы хорошо учились, были послушными, помогали ей, – говорит Татьяна Васильевна.
До выхода на пенсию Лидия Яковлевна работала в отделе кадров НГДУ «Прикамнефть». Принимали людей на работу и сами в то время оформляли им пенсию. На заслуженный отдых она вышла в 1987 году. Но скучать ей было некогда.
– Родился внук Андрей. Он часто болел и пошел в детский сад несколько позднее. А поскольку у меня педагогическое образование, опыт (одно время я работала в детском саду), мне было не сложно и даже интересно заниматься с ним. Стихи читали, играли, писали, прыгали, – рассказывает Лидия Яковлевна.
У нее очень большая семья, но в Елабуге живет только старшая дочь Татьяна. Дети, внуки и правнуки живут в Москве и Ярославле, а кто-то из них – за границей. Так что семья у нее еще и многонациональная.
Шестеро внуков – уже взрослые и состоявшиеся в жизни люди. Старшей из них – 41 год. Пять правнуков. Некоторых из них Лидия Яковлевна ни разу в жизни не видела.
– К примеру, трое детей от старшей внучки Ксении. Два мальчика 14 и 16 лет Оливер и Оскар – они африканцы. От первого мужа. Второй муж – турок. От него есть дочь Сания. Они живут в Стамбуле. По-русски не говорят. Но все они носят фамилию Тарабрины. А это две москвички. Моя внучка Варвара и дочь моего племянника Виктория, – рассказывает Татьяна Васильевна, показывая семейные фотографии.
Все дети Лидии Яковлевны получили хорошее образование. А кто-то пошел по стопам отца. Сын и младшая дочь продолжили династию нефтяников, окончили Московский нефтяной институт. Сейчас династию уже в четвертом поколении продолжает внук Андрей Валерьевич Тарабрин. После окончания Московского университета нефти и газа имени Губкина он уже 10 лет работает нефтяником.
Супруга Лидии Яковлевны не стало 14 лет назад. Умер от рака.
– Главой семьи всегда был отец. Таким крепким и надежным фундаментом. В детстве к нему всегда можно было обратиться по любому вопросу: задачка по математике не получается – папа объяснит, нужно проверить сочинение – папа проверит, составить уравнение по химии – папа составит. Он часто помогал нам с уроками. Мы даже удивлялись, откуда он столько всего знает! А мама научила нас, девочек, шитью (мы с сестрой неплохо шьем), готовке, уюту, – делится Татьяна Васильевна.
Хочется добавить, что Василий Тарабрин был главным инженером. При нем прошло становление НГДУ, и именно при нем были отстроены ключевые объекты нефтедобычи. Его уважают и помнят все производственники-пенсионеры.
Говорят, что для женщины главное в жизни – удачно выйти замуж. Так вот, это как раз про Лидию Яковлевну. Ей очень повезло с мужем, а детям – с отцом.
– Я довольна своей жизнью. Мы друг друга не обижали. Когда замуж выходила, не было ни колец, ни цветов, ни нарядного платья, ни подарков. Всю жизнь я прожила в любви. И права была моя мама, когда говорила нам с сестрой: «Девчонки, если не любите, то не ходите замуж. Замуж нужно выходить только по любви». Вот мы и прожили с Василием в любви и согласии 56 лет, – говорит Лидия Тарабрина.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев