Лев Дворянкин - хранитель леса
Готовясь к интервью с Львом Алексеевичем Дворянкиным — человеком, который всю свою жизнь посвятил сохранению леса, я нарочно не уточнила дату его рождения.
Мне всегда казалось, что выглядеть люди этой профессии должны иначе — свежее, может быть, ярче, светлее. Хотелось подтвердить или опровергнуть это мнение. И действительно, глядя на собеседника, было сложно точно определить его возраст: судя по тому, как выглядит — 50, максимум 55 лет, а по глубине мысли, мировоззрению — «зашкаливает» за 100. На самом же деле ему — 80.
Невысокий, худощавый, с подвижной жестикуляцией, чистым, задорным светом в глазах, он сразу увлек меня рассказом о своей работе, о жизни и о том, что поменялось в отношении людей к природе.
Знакомство с профессией лесничего началось в Ульяновском сельскохозяйственном техникуме, окончив который в 1959 году, Лев Алексеевич получил специальность «техник-лесовод». По окончании учебного заведения он был направлен в Вышинский леспромхоз, где работал техником-лесоводом в течение года до призыва в армию.
После армии получил должность лесничего в Шаршадинском лесничестве Красноборского леспромхоза (ныне Агрызский), затем — в Кизнерском и Граховском лесхозах, а в 1972 году Лев Алексеевич перешел в Елабужский мехлесхоз на должность начальника цеха ширпотреба — работа здесь заключалась в заготовке лесоматериала и распиловке на пиломатериалы, срубы и товары широкого потребления. Работа с природным натуральным материалом, но к защите леса отношение имеет очень относительное. Когда освободилась должность главного лесничего, Лев Дворянкин с радостью принял предложение перейти на новую должность. С этого времени его ежедневной задачей стал контроль за работой пяти лесничеств.
Необходимо было выполнение планов и заданий по лесохозяйственным и лесовосстановительным работам, побочному пользованию лесом, охране лесов от пожаров и лесонарушений, защите их от вредных лесных насекомых и болезней, разрабатывать и осуществлять мероприятия по повышению продуктивности и качественному составу лесов.
По словам Льва Алексеевича, в условиях недостаточного бюджета на ведение лесного хозяйства и заработную плату работникам лесничеств приходилось самим зарабатывать недостающие средства, восполняя их недостаток. Выполнялись работы по рубкам ухода за лесом, а часть заготовленной при этом древесины шла на переработку; велась заготовка грибов, ягод, меда, лекарственного сырья, новогодних елок; в питомниках и теплицах выращивался лесопосадочный материал. Большое внимание уделялось заготовке шишек и получению из них семян. Лесники и лесотехники досконально знали каждый квартал, выдел, просеку и тропу на своих участках. Лесная охрана обладала специальными знаниями по тактике и технике тушения лесных пожаров и успешно применяла их на практике. В лесхозах имелись собственные средства пожаротушения, в течение пожароопасного периода работали пожарно-химические станции и команды из наемных рабочих. В общем, с раннего утра и до позднего вечера работы хватало. 10 лет пролетели как 10 дней...
— Лев Алексеевич, почему Вы выбрали эту профессию, ведь, насколько известно, она никогда не была популярной?
— Люблю лес. Всегда любил всей душой. Чувствовал, что это мое призвание. Вот и все.
— Как проходил Ваш будний день? С чего начиналось утро?
— Работы всегда было много, особенно весной и летом. К примеру, руководство назначало лесничествам план посадить за сезон 200 га леса. Для этого нужно было выбрать самое подходящее время, когда снег сходит, земля еще рыхлая, влажная, и успеть посадить все в самое короткое время. Не зря говорят — «весна год кормит»: проворонишь — земля высохнет, приживаемости саженцев не будет, то есть план не выполнишь. Я всегда с удовольствием вспоминаю такую картину: раннее утро, полянка, кое-где еще снежок лежит, но утреннее солнышко такое теплое-теплое, ласковое, в небе звонко поет жаворонок, а в ближайшем лесочке другие птички устраивают многоголосье... Два трактора (посадка была механизированной) уже приступили к работе, следом за ними идут лесники, следя за качеством посадки. А на полянке горит костер, дежурный готовит суп, аромат которого чувствуется издалека... Ах, какой же он вкусный на природе! Аромат и вкус похлебки напоминал студенческие годы, когда нас отправляли на посадку леса, — тогда, правда, саженцы сажали вручную с помощью меча Колесова. Работали с песнями, шутили, смеялись...
— Чему Вас научила работа в лесу? Она изменила Вас, Ваш характер, мировоззрение?
— Среда формирует человека. А я работал в окружении природы. Познавал, как живет она, чем болеет и как ей помочь. Как врачу, здесь требуется внимательность и дотошность в работе. Знаете, как составляется проект лесных культур? Если в лесу производится вырубка, то на этом месте должны быть посажены новые саженцы. Но прежде составляется проект, где указываются тип почвы, природно-климатические условия и какие именно саженцы здесь лучше приживутся, а также объем посадки и сроки. Необходимо учитывать возможные риски заболеваний в связи с такими условиями. Мы во всем этом должны были разбираться и применять профилактические меры... Думаю, эта работа воспитывает в человеке Человека: чистоту помыслов, справедливость, самопожертвование ради высоких целей.
— Какого человека по духу примет «лесное братство»? Можете рекомендовать подросткам работу в лесничестве?
— Хочется верить, что государство снова будет поддерживать эту профессию, вернет уважение к работникам леса, его защитникам. Мы живем надеждой в это. Сейчас сюда идут не ради денег, поскольку зарплаты очень невысокие, а те, кто просто не видит других вариантов. А здесь нужны люди, любящие лес. Искренне. Не потребители! Люди, привыкшие трудиться с утра и до вечера. Как раньше родители наши...
— Расскажите о своей семье, где Вы росли, и кто были Ваши родители.
— Мама Наталья Филипповна была учителем литературы. Меня приучила к чтению, и я читал много, с упоением. Все, что было хорошего во мне, что я передал и дочерям, и внукам — это все от мамы. Она никогда не ругалась. Тихий, добрый, светлый человек. Папу Алексея Дмитриевича помню как очень строгого человека. Правда, его строгость действовала на меня не так сильно, как мамино тихое слово упрека. По образованию он был ветеринаром. В годы Великой Отечественной войны его призвали в армию, где он служил кинологом в одной из частей НКВД. Готовил к службе собак, которые использовались для подрыва фашистских танков. На собак прикреплялись макеты взрывного устройства, их кормили под танками, поэтому в бою они не боялись и кидались прямо под танки. Мой отец прошел всю войну, был участником сражений советско-финской войны. Вернулся в Елабугу, построил дом и продолжил работу в ветклинике. У меня две сестры, мы постоянно общаемся. Мои дочери уже подарили мне внуков. Семья большая и дружная.
— Лев Алексеевич, спасибо Вам за интересную беседу. Служению лесу Вы посвятили 48 лет, и для многих молодых коллег Ваш неуемный оптимизм и Ваша работа являются примером для подражания.
Беседовала Екатерина САЙБЕЛЬ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев