Новая Кама

Как выбирать имя по-Божьему

Эта небольшая беседа посвящена выбору имени новорожденного в православной семье.

Сегодня в выбор имени привносится немало суетного и житейского. Имена выбирают по красоте или экстравагантности звучания, по моде, некоторые прельщаются именами телевизионных «звезд». А ведь всем известна заповедь: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно», то есть к имени у нас должно быть то же отношение, как к самой личности.

Произнесение имени ведет к общению нашей души с образом и отражается на переживаниях ума и сердца. Целительный бальзам изливается на нашу душу от благоуханного имени Спасителя, Божьей Матери, и от имени святых. Все они возвышают душу христианина и вводят его в обитель святости и праведности. К какой же обители ведем мы своего любимого ребенка?

Читая Священное Писание, мы видим значение имен в жизни людей. Изначальный смысл имени человека заключается в том, чтобы одним точным словом обозначить его суть; указать на его божественное предназначение. Имена первых людей − Адам и Ева - означают «человек» и «подательница жизни». Сам Господь был наречен через Ангела именем Иисус − «Спаситель», а Его Предтеча − именем Иоанн, что значит «благодать Божия». Поучительно вдуматься в смысл наших имен. Вот что писал по этому поводу преподобный Амвросий Оптинский, поздравляя духовное чадо Анастасию с днем Ангела: «Сердечно желаю тебе жить сообразно твоему имени по сказанному: по имени и житие твое да будет. …по-гречески Анастасия значит «воскрешенная» или «воскресшая». А люди, воскресшие, уже не умирают, и грех ими уже не обладает. О, дабы и с нами было так!..»

Традиция давать имена в честь святых угодников - тех, кто благоугодил своей жизнью и делами Господу,- и получать в их лице молитвенников и покровителей пред престолом Вышнего укрепилась уже за несколько первых веков христианства. На Руси эта традиция появилась вместе с принятием Православия. Зная подвиги святых, христиане имели к ним искреннюю любовь, дорожили их именами и давали их своим детям. Святой Иоанн Кронштадтский писал: «Бог во святых почивает и в самом имени их … В имени человека душа человека, например, в имени Ивана − душа Ивана. Итак, на призыв: Иван Ильич, его душа сознает себя в этом имени и откликается на него». Тезоименитый святой является не только молитвенным заступником христианина, но, в определенной мере, образом того, чем он мог бы быть. «По имени и житие» − гласит древняя русская пословица.

Наши предки мудро считали, что, даруя родителям ребенка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божью волю мы и сегодня можем по церковному календарю (месяцеслову или Святцам), в котором указаны имена святых, прославляемых Церковью каждый день. Святой Феофан Затворник называл выбор имени по Святцам − «выбирать по-Божьему». Чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день крещения (в большинстве случаев крещение младенца совершалось не позднее 40-го дня после рождения). Например, если мальчик родился 19 декабря, то нарекали его, без сомнения, именем Святителя Николая Чудотворца, память которого совершается в сей день. 25 января − значит, быть девочке Татьяной, а мальчику − Пахомием. Если дал Бог прибавление 12 июля, тут уж и думать нечего, выбирай - или Петр, или Павел. Самоуправства в таком серьезном деле не позволяли, понимали: здесь путаницы быть не должно, ребенку с этим именем всю жизнь жить, над ним − его святой небесный покровитель с таким же, как он, именем. Для девочек чаще допускался сдвиг на несколько дней, если не было памяти святых жен. При таком выборе день рождения и именины чаще всего совпадали и в сознании сливались воедино. До сих пор мы называем именинниками тех, кто отмечает день рождения, но христиане празднуют именины в честь святого. Иногда ребенка называли по обету, в честь определенного угодника Божия (например, Благоверного князя Александра Невского или Великомученицы Варвары), которого из поколения в поколение очень почитали в данной семье. Тогда именины отмечались в день памяти этого святого, а если память праздновалась несколько раз в году, то в день, ближайший ко дню рождения.

Реклама

Теперь крещению предшествует гражданская регистрация новорожденного, и по выбору родителей имя ребенка вписывается в свидетельство о рождении. В итоге сегодня нередки случаи, когда, придя на крещение, родители узнают, что крестить ребенка его именем «по документу» нельзя, так как такого имени нет в святцах. Сколько возникает недоумений, обид! Но главное − как трудно будет человеку стремиться в этой жизни подражать своему святому, если его святое имя остается для него чужим, второстепенным по сравнению с именем «официальным».

Безусловно, имена святых даются православным для того, чтобы указать ближайшие образцы, которым мы должны подражать в богоугодной жизни. Имя святого обязывает нас уподобляться ему в подвигах и добродетелях. Исполнять же эти обязанности надлежащим образом можно не иначе, как хорошо зная его жизнь. Очень важно не просто читать с детьми жития их святых, а подсказывать им, что нужно на них походить.

- Тебе страшно? А ведь Сергий Радонежский жил один несколько лет в дремучем лесу и не боялся. Тебя зовут Сергий, тебе нельзя бояться.

- Давай сходим к заболевшей подруге, ведь твоя святая Княгиня Елисавета всегда помогала бедным и больным. Ты же хочешь быть на нее похожей?

И уж конечно, надо выучить небольшую молитовку святому и почаще обращаться к нему за помощью, советом, поддержкой. Этот навык даст добрые плоды: ребенок поймет, примет сердцем, что он не один в мире со своими проблемами. И если что-то ему будет трудно рассказать вам, поведает своему святому. Между ними установится самая прочная, самая надежная связь - молитвенная.

Материал подготовлен помощником благочинного Елабужского округа Натальей Назаровой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: