Новая Кама

История семьи неизвестного купца

Елабуга – уездный город, чье прекрасно сохранившееся наследие купеческих династий Стахеевых, Ушковых, Черновых, Гирбасовых легко переносит нас в середину XIX века. Тогда на 10 тысяч населения в нем насчитывалось более 600 купцов, из которых 12 были миллионерами, то есть каждый шестой горожанин занимался торговлей. Однако до сих пор имена многих купцов известны мало или не известны вовсе.

Однажды в Музей истории города с пришедшего теплохода пожаловал посетитель с просьбой узнать о семье их прадеда, купца Константина Федотовича Соловьева. Сотрудники музея заинтересовались и занялись поиском информации. Семья для купцов была не только личным делом – по ней складывалось представление о том, насколько ее глава влиятелен, тверд, авторитетен, что, в конечном счете, определяло успех и в бизнесе, и в общественной деятельности. По словам Дмитрия Павловича Соловьева, его прадед был женат два раза, от этих браков родились 16 детей. Соловьевы проживали на улице Луговая (сейчас − Говорова), дом с флигелем сохранился до нашего времени и является памятником истории и культуры республиканского значения. Примечательно, что в 1919-1920 годах здесь жил Милий Александрович Кустинский – знаменитый режиссер и актер, создатель Елабужского народного музыкально-вокального драматического кружка, а впоследствии и театра.


В первый раз К.Ф.Соловьев женился на Юстине Ивановне 1858 года рождения, от этого брака родились сын Александр и дочь Татьяна. Известно также о рождении трех дочерей – Александры, Лидии и Марии (последние умерли в возрасте 3-х месяцев). Найдена в метрических книгах запись и о кончине самой Юстины Ивановны в возрасте 21 года от горячки. Второй раз Константин Федотович женился на дочери богатого уральского казачьего атамана Александре Георгиевне. В этом браке родились семеро детей: три дочери (Анна, Мария и Александра) и четыре сына (Леонид, Василий, Сергей и Павел). Первоначальное образование в женской гимназии города Елабуги получили Татьяна, Мария и Александра Соловьевы, продолжившие затем свое образование в Германии.
Чем же интересен для нас К.Ф.Соловьев? В книге Н.П.Лигенко «Купечество Удмуртии» он упоминается как промышленник, владелец кожевенной фабрики. Отметим, на рубеже XIX-XX веков кожевенное производство в Вятской губернии развивалось благодаря близости к Сибири, где за невысокую цену можно было приобрести большое количество кож и выгодно реализовать изготовленную из них обувь в крупных городах ближайших губерний.
Константин Федотович как приверженец старых обрядов, принимавший православные традиции в их неизменном виде, и как человек, шедший в ногу со временем, тяготел в производстве к новым технологиям, приносящим большие прибыли, обеспечив себе переход от мещанина до купца второй гильдии. Изучая рынок спроса и предложения, К.Ф.Соловьев расширял сферы деятельности. Его торгово-промышленные интересы были многогранны: в 1895 году купец владел производством по обработке металлов, выделке машин, аппаратов и орудий ремесла, в 1899 году – котельной в Елабуге. Кроме того, он решил организовать на Каме пароходостроительное дело, арендовав для этой цели у пристаней при деревне Подмонастырка два участка земли сроком на 10-15 лет. Корпус судна и машина к нему были заказаны на Воткинском заводе: там было все необходимое для получения железа тех видов и размеров, какие требуются при судостроении. Длина корпуса парохода составляла 23 сажени, ширина – 3 сажени и 2 фута, высота – 1 сажень и 1 фут. Строился он без чертежей, но от удачной постройки зависело кустарное начало пароходостроительства Соловьевых.
В 1897 году на Вятке был замечен новый буксирный пароход «Бабушка», построенный на заводе К.Ф.Соловьева в Елабуге. Длина его составляла 40,43 м, ширина – 4,62 м, осадка – 0,46 м, мощность – 120 лошадиных сил. Однако срок службы судна оказался коротким: «Бабушка» только промелькнула, едва отметившись в истории местного судоходства. Осенью 1898 года Вятка замерзла раньше обычного, так что немало пароходов с грузом вынуждены были зимовать там, где вмерзли в лед. Среди них оказалась и «Бабушка» с грузом две гусяны с 300 бочками пива. Груз был сброшен, а пароход налегке с большим трудом форсировал ледовую перемычку. В 1899 году судно продали, и дальнейшая его служба проходила на Волге. В августе 1928 года пароход списали и сдали на слом.
Кроме вышеназванных, был построен еще один буксирный пароход – длиной 161 фут, шириной 23 фута и высотой 8 футов. Он отапливался нефтью, ходил по Волге и Каме на пяти четвертях.
Благодаря созданию пароходостроительного предприятия Соловьевых были обеспечены дополнительные места, поэтому количество рабочих увеличилось со 100 до 250 человек. Удачная постройка пароходов стала источником финансового обогащения. В 1909 году за Константином Федотовичем числилось меднолитейное производство, которое издавна считалось важнейшей областью ремесленного дела и в XIX-XX веках приобрело еще более значительные масштабы. По воспоминаниям потомков, К.Ф.Соловьев занимался также ремонтом нефтеналивных барж, вел совместную работу с товариществом «Стахеев и Ко» и имел договор с товариществом «БраНобель» – крупнейшей нефтяной компанией XIX-XX веков – на предоставление грузовых судов на перевозку нефти.
Купцы строили заводы, приносящие им прибыль, и занимались благотворительностью. Известно, что к празднику Рождества Христова Константин Федотович внес 12 рублей в пользу воспитанниц Елабужского Александринского детского приюта. Упоминается также, что староста церкви при Елабужской женской гимназии, купец второй гильдии К.Ф.Соловьев за активную деятельность по учреждениям Министерства народного просвещения был награжден медалью с надписью «За усердие» с золотой Станиславской лентой для ношения на шее.
Умер Константин Федотович от рака в 1918 году, о чем свидетельствует запись о смерти в метрической книге.
Марина АЗОВЦЕВА, 
научный сотрудник Музея истории города 
Фото из архива ЕГМЗ

Реклама
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: