Новая Кама

Их имена помнит Елабуга

Интересная и плодотворная жизнь И.В.Шишкина, «елабужского Кулибина», была насыщена яркими событиями. Одним из них было зна­комство с великим русским писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным.

Как-то Иван Васильевич затеял тяжбу с сарапульским купцом Ижболдиным. Вместе с сыном Иваном они поехали в Вятку в 1851 году. Отец с восторгом рассказывал об ис­ключительно умном и внимательном человеке, которому было поручено вести дело. Он назвал имя советника губернского правления - Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. В свою очередь М.Е.Салтыков сохранил самые теплые воспоминания об их знакомстве. В дальнейшем он ходатайствовал по делам И.В.Шишкина в Петербурге. В семье Шишкиных сложились добрые отношения с писателем. Здесь читали его книги, следили за литературной работой. В одном из писем домой Иван Иванович Шишкин писал отцу: «Я взял на Ваше имя журнал «Сын отечества» ...Журнал этот в сильном ходу, он имеет до десяти тысяч подписчиков, также и приложения недурны. Только рисунки к запискам Щедрина дрянь. Каков г.Салтыков. Дал знать Крутогорскому, мало-мальски нам близкому. Молодец...».

Здесь И.И.Шишкин имеет ввиду Крутоярск, под которым в «Губернских очерках» подразумевалась Вятка, куда в 1848 году был выслан М.Е.Салтыков-Щедрин за вредный образ мыслей Толстосумы и их пособники здесь создавали себе райскую жизнь. Вольготно жилось в Елабуге купцам, попам, чиновникам, большая же часть населения была - «мужичье, ослы, дураки, хамы, свиньи» - как отзывались богачи о рабочих и крестьянах.

Дмитрий Стахеев

Ближайшим родственником И.И.Шишкина был выходец из купцов, литератор Д.И.Стахеев, который в одном из своих рассказов писал: «Никогда не западала в них (купцов) мысль о человеческих обязанностях, о благе общем, о несовершенстве их общественной и частной жизни, о средствах к ее улучшению» Д.И.Стахеев был женат на дочери И.В.Шишкина. Родившись в Елабуге, Дмитрий Иванович с детства видел нечеловеческие отношения купцов к своим детям: пощечины, зуботычины, побои - единственное средство воспитания. Обнаруженные у детей книги, кроме церковных, немедленно сжигались. Дмитрий Иванович не ограничивался описанием «благочестия» купцов. Он вскрывал с полной силой их плутовство и мошенничество. Например, им ярко показан тип купца, который каждый вечер спрашивал своего приказчика: «Кого и на сколько обсчитал ты сегодня?».

Вятская губерния в конце прошлого века все еще считалась медвежьим углом, таким же, как Сибирь. В главном городе этой губернии и начала свое существование первая частная газета под наз­ванием «Вятский край». Она была организована группой местных интеллигентов во главе с Петром Александровичем Голубевым. Первый номер вышел 2 марта 1895 года. Появление в Вятской губернии частной газеты явилось большим событием. Она сразу же не понравилась властям. Не по душе им пришлась гласность весьма неприятных фак­тов. «Письма из Елабуги» и другие материалы о городе часто появлялись на страницах «Вятского края». Все они направлялись против купеческих нравов и чиновничьего произвола.

Владимир Короленко

Осенью 1895 года Елабугу посетил В.Г.Короленко. Поездка была связана с так называемым «Мултанским жертвоприношением». В сентябре 1895 года к В.Г.Короленко обратились два вятских журналиста - А.Н.Баранов и О.М.Жирнов с просьбой вмешаться в дело группы крестьян-удмуртов, обвинявшихся в убийстве 5 мая 1892 года прохожего нищего с целью принесения человеческой жертвы языческому богу. Баранов и Жирнов понимали, что к судьбе крестьян-инородцев необходимо привлечь внимание общественности. А это мог сделать в то время только Короленко, к которому они и обратились накануне вторичного слушания дела. Писатель ответил согласием. 25 сентября 1895 года по пути в Елабугу он записал в дневнике: «Каков бы ни был вторичный приговор суда - человеческое жертвоприношение, несомненно, было: если вотяки не принесли в жертву Матюнина (убитый), то вотяков принесли в жертву на алтаре полицейского и прокурорского честолюбия».

В.Г.Короленко родился 15 июля 1853 года в губернском городе Житомире, в Юго-Западном крае. Отец родом из малорусских дворян Полтавской губернии. Мать-полька, дочь арендатора. Отец Короленко был судьей, суровым и неподкупным, твердо стоящим на страже закона среди беззакония. В.Г.Короленко уже (в юности воспринял зачатки той гуманистической широты мировоззрения, которая позволит ему подняться над национальной узостью и социальной ограниченностью стать писателем-демократом, наследником Тургенева, Некрасова, Глеба Успенского.

«Пришла русская литература, - писал он позднее, - и взяла растущую душу себе тем, что влекло в семнадцатых годах юные кадры и кавказской, и украинской молодежи в общерусское движение: широ­кой демократичностью, отсутствием национализма, широкими формулами свободы».

Реклама

Юность Владимира Короленко пришлась на годы, когда ощущение именно «общественной неправды» стало до боли острым и мучительным. Пятнадцатилетний Владимир, как и вся его семья, после смерти отца остался перед лицом непреодолимой бедности, и нужны были поистине героические усилия матери, чтобы он смог закончить гимназию. Атмосфера семьи, где господствовали дружеские отношения, воспитывалась честность, правдивость и простота характера, благотворно сказались на духовном развитии Короленко.

B 1885 году Короленко приезжает из сибирской ссылки в Нижний Новгород, где ему разрешено поселиться. Здесь он плодотворно зани­мается общественной и публицистической деятельностью.

В Елабугу он приехал ночь на 27 сентября на пароходе «Уфа». В письме к жене Короленко так описывает свой приезд в Елабугу и первые впечатления: «12 часов ночи. С пристани извозчик повез меня в клетушке по какой-то дамбе, под горой, на которой стоит Елабужская башня «Чертово городище». Город на горе спит мирным сном. Извозчик привозит сначала к одним номерам, входим, сами заглядываем в номер - все отперто и все занято, в коридоре туск­лая лампочка, и откуда-то заспанный голос: «Ни одного номера». Едем опять по улицам, мимо домов, заборов, пустырей. Здесь, оказывается, есть номер. Это гостиница Веникова - невзрачный домишко, совер­шенно не похожий на номер». Удалось установить, что гостиница Веникова сохранилась до наших дней. Это дом № 113 по улице Московской.

Судебный процесс, происходивший в декабре 1894 года в г.Малмыже Вятской губернии, закончился обвинительным приговором. Однако, в связи с явным нарушением норм судопроизводства, сенат отменил этот приговор. Было назначено вторичное слушание дела. - Это разбирательство началось 29 сентября 1895 г. в г.Елабуге.

Суд проходил в здании на углу улицы Покровской (в настоящее время в этом здании находится военный комиссариат), Короленко присутствовал на суде в качестве корреспондента. В течение трех дней вместе с А.Н.Барановым и В.И.Суходоевым - кор­респондентами вятских газет - он записывал все происходящее в судебных заседаниях.

1 октября 1835 года суд вновь вынес обвинительный приговор.

18 октября в газете «Русские ведомости» начинается публикация составленного Короленко, Барановым и Суходоевым отчета о деле вотяков.

22 декабря 1895 года, после вторичной кассации, сенат вновь отменил приговор. Готовясь к новому слушанию дела, Короленко напряженно работает, занимается этнографией, изучает специальную научную литературу.

Новое слушание дала состоялось в июне 1896 года. Семь дней продолжался суд в Мамадыше. В.Г.Короленко и адвокат Н.П.Карабчевский фактами, документами вскрыли полную несостоятельность обвине­ния. 4 июля 1896 года процесс закончился полным оправданием уд­муртов. Несколько лет назад еще были живы люди, которые расска­зывали и помнили приезд Короленко в Елабугу. Ираида Ивановна Чернышова рассказывала, что Короленко был еще не очень стар, хо­дил с палочкой, народ симпатизировал ему. Молодежь, услышав о приезде Короленко, старалась достать и почитать его книги.

Алексей ТОЛСТОЙ

В Елабуге побывал Алексей Николаевич Толстой, и это был период, когда он только начал входить в литературу. Творческий путь он начал как поэт. Однако оригинальное творческое дарование Толстого проявилось и в прозе. На материале семейных преданий, дворянских родовых хроник, собственных наблюдений Толстой в 1909-1911 гг. создает цикл повестей и рассказов, объединенных затем в сборнике «3аволжье». Этой книгой, посвященной русской провинциальной усадьбе, он и вошел в большую литературу. Тематически к этому циклу примыкают романы «Чудаки» и «Хромой барин». Изображение морально и духовно оскудевших обитателей усадеб (Мишутки Налымова из «Заволжья», князя Краснопольского из «Хромого барина») составляет содержание этой хроники.

В 1902 году, после женитьбы на Юлии Рожанской, А.Толстой (ему в ту пору шел 18-й год) с молодой женой отправился в свадебное путешествие: Новороссийск, Севастополь. Путешествуя, они побывали в Елабуге, в тихом, старинном прикамском городке. Алексею, студенту Петербургского технологического института, необходимо было пройти практику на стекольном заводе Сергея Александровича Шишкова, который жил с братом Николаем. Толстой познакомился с теми людьми, что бывали в доме Шишковых. Не нравился ему лишь князь Хованский, которого он называл «кисленьким князьком». Полученные за время пребывания в Елабуге впечатления впоследствии нашли отражение в романе «Хромой барин» и в драме «Касатка». А Хованский в некотором роде явился прообразом князей Краснопольского и Бельского. Более подробно о днях пребывания Алексея Николаевича Толстого в Елабуге можно узнать из книги В.Петелина «Алексей Толстой» из серии «Жизнь замечательных людей». В ней автор пишет: «Казалось бы, Елабута - глухомань, ничего не дает ему (Толстому), а получилось наоборот, интересная, увлекательная работа, глубокие необычные характеры: «Алексей уехал из Елабуги чуть грустным...» Сам Толстой писал о прикамском городке: «Ну что здесь хорошо, так это кишат, понимаете, самая точка, не тепло, не холодно, дышать легко, даль прозрачная, очень похож на наш финляндский климат».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: