И очень легко повзрослеть было нам…
Подростки Великой Отечественной... Они взрослели, неся на своих плечах и горечь поражений, и радость побед, голод, слезы матерей и ежедневный изнурительный труд.
В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне мне удалось побеседовать с Марией Шароновой, которая не получила статус «детей войны», потому что на конец войны ей было уже почти 18 лет, но именно на них, подростков, легла основная тяжесть труда в деревне.
- Теплый воскресный день 22 июня предвещал новый радостный день летних каникул. Дружная большая семья занята домашними делами. Мне 14 лет. В семье шестеро детей, младшему всего год. Казалось, впереди ждет только хорошее. И вдруг забегает испуганная подруга с криком: «Маруська, война!». «Какая еще война?», - спрашивает мать, не желая верить услышанному, - рассказывает Мария Сергеевна.
Страшная война изменила, перевернула все. Жизнь разделилась на «до» и «после». Отца Марии отправили на военный завод в Златоуст, ему было 55 лет. Мужчины из их села Останково Ворошиловского района (ныне - Сармановский район) ушли на фронт. - Помню, как их провожали, плакали, бежали за телегами. Кто-то провожал мужа, кто-то - отца, сына или любимого… Из нашей семьи ушли на фронт семь двоюродных братьев и двоюродная сестра Аня. А вернулись только сестра и два брата. Когда получили первую похоронку на брата - это было горе для всех, а тетя то прижимала к груди телеграмму, то подносила к лицу и снова-снова читала, не веря тому, что там написано. Так война вошла в нашу семью. В селе ни один дом не обошла похоронка, - делится воспоминаниями Мария Шаронова.
Война началась летом, и прежде всего надо было вырастить и собрать урожай. Самая крепкая, трудоспособная часть жителей села была мобилизована. На смену им пришли женщины, подростки, старики. Несмотря на голод и холод подростки вставали чуть свет и шли помогать своим мамам, сестрам, бабушкам - они понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись.
Днем учились, а по вечерам и ночью работали в колхозе на току. Убирали вручную урожай, жали серпами, собирали в суслоны, а ночью возили эти снопы и складывали в скирды. Молотили также ночью, намолоченное зерно обрабатывали на веялках и сортировали.
Падали от усталости и недоедания, очень хотелось спать, но никто не роптал, не отказывался ни от какой работы, потому что твердо верили - это нужно для фронта. «Все для фронта, все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.
Но несмотря на все трудности жизнь не стояла на месте. Были в ней и радости. Юность и молодость брали свое. Танцы и песни под гармонь, кино в клубе, участие в школьной художественной самодеятельности.
А с какой радостью и гордостью отправляли зерно на фронт! Сначала проводили митинг. Потом на подводу грузили по 5-6 мешков. Обоз состоял из 5-6 подвод, украшенных лозунгами и транспарантами «Хлеб - фронту!», «Дорогие бойцы, бейте фашистов!». И под гармонь обоз провожало все село.
- Когда по всей стране прошел клич «Подарки - фронту!», мы с девчатами тоже принялись готовить подарки, кто что мог - кто-то вязал варежки, шарфы, носки, а я шила кисеты для табака, на них вышивала красными нитками «Дорогому бойцу! Бей проклятых фашистов!» и еще носовые платки с вышивкой «Незнакомому бойцу от девушки Маруси». Посылки отправляли, а в ответ получали письма. Бойцы благодарили нас, писали, что подарки поднимают их боевой дух. Я в то время стала переписываться с бойцом по имени Валентин. Мы мечтали встретиться после войны. Но судьба распорядилась иначе. Он погиб, пал смертью храбрых. Об этом мне написал его боевой товарищ, - говорит Мария Сергеевна.
Весна 43-го, наверное, стала самым голодным временем. Как смогли ее пережить? Как только растял снег, шли в поле за гнилой мороженой картошкой, из которой делали лепешки. И не было ничего вкуснее этой еды! А когда появлялась крапива - жизнь налаживалась. Ее рубили, варили из нее в ведерной кастрюле суп, а если была еще горстка-две муки, то вкуснее супа не было.
- В 1944 году я окончила 10 классов. Время было голодное, и семье нужна была моя помощь, но мама все равно отправила меня учиться в Елабугу в пединститут на курсы. Нам давали по 200 граммов хлеба в день, но я экономила, а в выходные брала целую буханку, чтобы увезти родным в деревню. Домой добиралась пешком, а это ни много ни мало 60 км. Выходила чуть свет, во второй половине дня добиралась до места. Чтобы ноги не болели, вставала на крапиву, ведь утром надо было идти обратно в Елабугу, - вспоминает Мария Шаронова.
С сентября 1944 года, после окончания курсов, Марию Сергеевну направили учителем в среднюю школу в село Тлянги-Тамане. С этого времени началась ее официальная трудовая биография. Работать было трудно, так как не хватало знаний, опыта, но она очень полюбила детей и свою работу. Там и встретила День Победы.
- Я шла на работу, и сторож сказал, что, мол, война-то кончилась! Его слова ошеломили меня, и я побежала домой. Было много слез, все обнимались и радовались.
В 1951 году Мария Шаронова переехала в Елабугу. Вышла замуж за участника Великой Отечественной войны и 35 лет последующей жизни отдала непростой работе в сфере культуры.
Валентина МУХСИНОВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
В редакцию газеты "Новая Кама" срочно требуется главный бухгалтер и помощник бухгалтера. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11
Нет комментариев