Новая Кама

Говорите с детьми

За последние годы число детей, имеющих речевые нарушения, не снижается, а, наоборот, возрастает – это следствие резкого повышения времени, которое ребенок проводит за компьютером, у экрана телевизора в ущерб живому общению.

Реклама

Между тем, кто может поспорить с тем, что умение хорошо говорить – один из очень важных моментов в жизни каждого человека.
Ваш малыш ходит в детский сад. Вы вместе с ним выполняете домашние задания. Но, помимо освоения заданного материала, старайтесь помочь ребенку систематизировать знания, которые ему даются на занятиях и которые он получает в повседневной жизни при общении с окружающими, при просмотре телепередач и так далее. Особое внимание уделите освоению таких тем как мир растений, мир животных, мир человека, времена года. Делайте акцент на тонкости русского языка, исправляйте ошибки. Просите повторять до тех пор, пока это органично не вольется в речь ребенка. Занятия по грамматике можно проводить и на прогулке, и в магазине, и в гостях, и в транспорте – словом, где угодно.  
Примеры:
«Мама, смотри какая машина проехала!» Переспросите: «Какая?». 
«Если она перевозит груз, то как назовем ее одним словом?» (Грузовик)
«Из чего сделан грузовик?» (Из железа) 
«Кто ведет машину?» (Водитель)    
«А дом для машины как называется?» (Гараж)
На первый взгляд, вы просто обсуждаете с ребенком увиденное, но, с другой стороны, одновременно отрабатываете словообразование, знание профессий. Такие упражнения совсем не сложные. Они не требуют дополнительного времени. Просто во время прогулки не кивайте автоматически: «Да, машина проехала». Выведите ребенка на разговор, обсуждение. 
Не откладывайте на потом, думая, что ребенок сам научится со временем, а начинайте заниматься сейчас. Приучайте малыша говорить правильно.
У кого-то из детей от природы развит фонематический слух, а с кем-то нужно формировать речь, отрабатывать словообразование. Для этого требуются терпение и время. 
Вы моете с малышом посуду на кухне. Прекрасное место для беседы. Спросите: «У меня в руках тарелка из фарфора. Какая она?» (Фарфоровая)
«Я ее намочила водой. Какая она?» (Мокрая)
«Сейчас мы будем пить чай. Что понадобится для чаепития?» (Чайные чашки, блюдца, ложечки, заварной чайник)
«Куда можно положить масло?» (В масленку) 
«Почему мясорубка так называется?» 
Учите ребенка сравнивать и различать предметы и явления – что у них общего, и чем они отличаются. Особенно хорошо сопоставить два рисунка (почти одинаковых) и найти отличия. При этом развивается речь ребенка, обогащается словарный запас. 
Старайтесь говорить с ребенком развернутыми предложениями. Вспомните, как грустно выглядят дети и взрослые, говорящие немногословно.
Е.А.БАТОВА, логопед детского сада №18 «Ласточка»

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: