Новая Кама

Елабужский район

18+
2024 - год Семьи
Общество

Героизм советских женщин в годы войны

Говоря о героизме в годы Великой Отечественной войны, особое внимание хочется уделить трудовым подвигам женщин

Они наряду со своими мужьями, братьями, отцами, которые воевали на фронте, приближали нашу Победу.
Я хочу рассказать о своих двух бабушках, обыкновенных женщинах, которые в годы войны работали под девизом «Все для фронта, все для победы» и проживали в селе Морты Елабужского района.
Моя бабушка, мамина мама, Фардана Сагдатулловна Гиззатуллина — 1923 года рождения. Когда началась война, ей исполнилось 18 лет. Весной 1941 года она вышла замуж за моего дедушку Рахматуллу Гиззатуловича, 1917 года рождения. Молодая семья жила и строила планы на совместную и счастливую жизнь. Но известия о войне разрушили все их мечты. Дедушка ушел на фронт, а вместе с ним и трое его братьев — Сабирзян, Моберекзян и Асхат. К большому горю, дедушкиным братьям не суждено было вернуться домой. Все они погибли на полях сражений. Вся работа распределилась между женщинами, оставшимися дома без мужчин. Моя бабушка Фардана — статная, очень красивая, с густой черной косой до самого пояса — ждала и верила, что ее суженый обязательно вернется, ведь она носила под сердцем их первенца. Несмотря на свое положение она устроилась на работу в местную пекарню. Работать приходилось от рассвета до заката. С раннего утра надо было разгружать мешки с мукой. Затем работницы вручную месили тесто. Кто-то раскатывал его, кто-то раскладывал по формам, кто-то дежурил у печи. Надо было поддерживать определенную температуру и следить за тем, чтобы хлеб не подгорел. Возле печи было очень жарко, но окна не открывали, так как боялись простыть и заболеть. Хлеб в военные годы был на вес золота, поэтому искали разные способы, чтобы испечь его как можно больше. Со стен и потолков собирали мучную пыль, трясли и очень тщательно выбивали каждый мешок. В конце смены — а это было, как правило, поздно ночью — следовало постирать свой фартук и халат, чтобы наутро надеть чистую одежду. По возвращении домой Фардане нужно было также напечь хлеба для своих домашних. И приходилось ей это делать по ночам. Из-за нехватки муки в хлеб часто добавляли истолченные клеверные головки, лебеду или даже крапиву. Зато как было приятно просыпаться домочадцам под запах свежевыпеченных хлебных лепешек! А бабушка, покормив ребенка грудью, с чувством выполненного долга вновь бежала на работу.
В октябре 1942 года Фардану отправляют в соседний колхоз, и там она узнает о том, что с фронта вернулся ее муж. Она бежит через поля из соседнего села к себе домой. В лицо бьет осенний ветер, к сапогам липнет грязь, что мешает ускорить шаг. И вот она — долгожданная встреча! Муж вернулся домой! Живой! Но проклятая война успела оставить свой след на теле дедушки: он воевал в стрелковом полку Северо-Западного фронта. В боях в районе деревни Васильевка в сентябре 1942 года был тяжело ранен осколком мины в правую руку. В результате ранения руку пришлось ампутировать. Но молодые супруги не падают духом. Бабушка учит приспосабливаться к жизни дедушку и делать все одной рукой. Это получается не сразу. Но они своим терпением все преодолевают. Дедушка вскоре устраивается счетоводом в колхоз. На этом его карьерный рост не заканчивается: впоследствии он работает председателем в своем колхозе, затем в соседнем селе Свиногорье, а по возвращении в родное село — бухгалтером. Бабушка до пенсии трудилась в местной пекарне пекарем. В браке у них родилось пятеро детей.
Папина мама — Зайтуна Исрафиловна Валеева. На начало войны ей было 23 года, вместе с супругом они воспитывали четверых детей. Мужа — моего дедушку — Хусаина Валеевича, 1904 года рождения, на фронт не взяли по состоянию здоровья. Но он продолжал трудиться в колхозе имени «8 Марта» кладовщиком. Зайтуна эби была очень чистоплотной женщиной и отличной хозяйкой. Всю медную посуду она натирала плодами красной бузины — это уберегало кастрюли от темного налета и придавало им золотой цвет. 
Несмотря на все тяготы бабушка любила устраивать семейные чаепития. Чаем служил кипяток, подкрашенный сушеной морковкой. Туда добавляли кусочки яблок. При Сталине был большой налог на фруктовые деревья, их проще было вырубить. Поэтому яблочно-морковный чай считался дефицитным напитком. 
Зайтуна эби была верующим человеком. Она читала намаз по пять раз в день. Вязала носки и варежки, шила постельное белье и одежду, вышивала. В общем, была самой обычной татарской женой. У нее была главная цель — сохранить семью, вырастить детей, уберечь их от голода и болезней. С дедушкой Хусаином они родили девять детей. Не всем удалось дожить до старости: двое умерли в младенчестве, один в 16 лет погиб в аварии.
Сегодня моих бабушек и дедушек уже нет в живых. Но их гражданский подвиг, безмерное терпение и самопожертвование помогли выстоять и победить. Низкий им поклон.
Автор: Венера ВАЛЕЕВА
Фото из архива Венеры ВАЛЕЕВОЙ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

В редакцию газеты "Новая Кама" срочно требуется помощник главного бухгалтера. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru  Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11

 


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев