Новая Кама

Елабужский район

18+
2024 - год Семьи
Общество

«Эта любовь сильнее всех смертей»

В Библиотеке Серебряного века состоялось мероприятие «Мужество остается в веках», посвященное 70-летию казни национального героя Татарстана, поэта Мусы Джалиля.

На встречу приехали люди, которые всю свою жизнь несут добрую память о своем родном отце, дедушке, прадедушке - это дочь Мусы Джалиля Чулпан Мусеевна, внучка Татьяна Михайловна, правнук Михаил, правнучка Лиза, а также сотрудники музея-квартиры поэта в Казани.

Мероприятие началось с театрализованной постановки о судьбе Мусы Джалиля. Ученый секретарь музея-заповедника Андрей Иванов, перевоплотившись в поэта, напомнил присутствующим о главных событиях в его жизни.

Ровно 70 лет назад в тюрьме Плетцензее по приговору второго имперского суда был казнен Муса Джалиль. Среди казненных - 24 человека из Советского Союза, 11 из которых - татары. Все они - молодые люди. Самому старшему, Мусе Джалилю, было всего лишь 38 лет, а самому младшему - 25.

Поделилась своими детскими воспоминаниями дочь поэта. В последний раз Чулпан Мусеевна видела отца, когда ей было 4,5 года. Короткий довоенный период их жизни был самым счастливым. В первый день войны это счастье закончилось. Дочь и отец были очень привязаны друг к другу. Многие эпизоды из довоенного детства она помнит до сих пор. Например, как отец брал ее с собой на работу в Союз писателей. Расставание с отцом для нее стало тяжелым испытанием.

− Он меня сажал в кресло, и я терпеливо ждала, пока он освободится. Также я ходила с ним в театр на репетиции оперы «Алтынчеч», сидя в кресле, я то засыпала, то просыпалась, но все- таки мне удавалось посмотреть, как они создают сказки. Вспоминает Чулпан Мусеевна город Ялту, куда она ездила с отцом, − фонтан, море, солнце, песок, беспечные игры.

− Эти эпизоды на всю жизнь сохранились в моей памяти.

Рассказала Чулпан Мусеевна и о самом тяжелом дне, когда виделась с отцом в последний раз.

− В том самом доме, где сейчас музей-квартира, я лежала больная. У меня была высокая температура. Отец тогда как раз был на военных учениях. Он пришел попрощаться. В тот день я и видела его в последний раз. Тогда меня поразила его военная форма, я даже ему сказала об этом. Отец пытался помочь мне, говорил ласковые слова и даже холодил руку о железо, а после клал холодную ладонь мне на лоб, чтобы как-то снизить мой жар. Все эти действия до сих пор незабываемы, − со слезами на глазах вспоминает дочь. − После настали тяжелые времена. Были известия, что отец попал в плен. А все плененные в те годы считались предателями. И черная тень нависла над его именем. Многочисленные знакомые перестали даже заходить в гости. Осталось лишь несколько верных друзей. Маму постоянно вызывали в НКВД на допросы. Это были длительные годы черной полосы. Только после смерти Сталина Константин Симонов, тогда главный редактор «Литературной газеты», решился опубликовать несколько стихотворений отца. После этого и сам он, и все мы с замиранием сердца ждали, что же будет. Он все время звонил нам и твердил только одно: «Подождем!» А через несколько дней в газете «Правда» появилась статья «Сильнее смерти». Это было не просто начало реабилитации, всем стало понятно, что отец совершил подвиг. Я считаю каким-то чудом то, что Моабитские тетради с его стихами дошли до родины. Видимо, это чудо было заслужено трагической судьбой и смертью моего отца, − рассказала Чулпан Мусеевна.

Безусловно, одним из самых ожидаемых моментов вечера стала демонстрация Моабитских тетрадей Мусы Джалиля. Желающие могли сфотографировать эти удивительные экспонаты.

К слову, Моабитские тетради Мусы Джалиля хранятся в фондах национального музея республики в специальном сейфе, где поддерживается особый температурный режим. Эти крохотные тетради хранят тепло рук самого поэта. Когда Муса Джалиль находился в плену, в фашистской тюрьме Моабит, он продолжал писать стихотворения. Миллионы людей пропали без вести, а стихотворения поэта живы по сей день.

Всего до нас дошло две тетради. Первую обнаружили в 1946 году. Написана она арабскими буквами, размер − 9,5 на 7,5 см. 128 страниц вместили 61 стихотворение.

Второй блокнот, написанный на латинском языке, появился в 1947 году благодаря бельгийскому антифашисту Андре Тиммермансу, который сидел в одной камере с Мусой Джалилем. Размер блокнота − 10,7 на 7,5 см, 98 страниц; в нем содержится 50 стихотворений.

Эти Моабитские тетради переданы на вечное хранение в музей, поэтому и отношение к ним особенное.

Впервые читатель увидел стихотворения поэта 23 апреля 1953 года. Через четыре года именно за цикл Моабитских стихов Мусе Джалилю была посмертно вручена Ленинская премия.

По словам Чулпан Мусеевны, Муса Джалиль был необыкновенно музыкальным человеком. Он очень любил музыку, сам играл на мандалине и фортепиано. Пытался научить этому и дочь. Но война помешала осуществить задуманные планы. Однако музыканты в семье все же имеются. Теперь своими талантами радуют внуки и правнуки поэта. К слову, они играли присутствующим на протяжении всего вечера.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

В редакцию газеты "Новая Кама" срочно требуется помощник главного бухгалтера. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru  Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев