Новая Кама

Елабужский район

18+
2024 - год Семьи
Общество

Елабужский писатель Сергей Ефремов

В первомайские праздники 1965 года Елабуга простилась с главным механиком елабужской прядильно-ткацкой фабрики, писателем Сергеем Ивановичем Ефремовым.

Жизнь сильного творческого человека, выжившего в фашистских концлагерях, трагически оборвалась в ночь с 30 апреля на 1 мая 1965 года... Ему было 48 лет. Похоронили «местного краеведа» и «елабужского писателя» (так назвал Ефремова писатель Рафаэль Мустафин) на так называемой второй части Петропавловского кладбища. 

Появление в Елабуге
В Елабуге Сергей Иванович Ефремов появился в 1949 году, приехав из Подмосковья. Дело в том, что не сразу, но все-таки в послевоенные годы ему, как человеку, побывавшему в немецком плену, запрещено было жить в больших городах нашей страны. Таких, как Ефремов, тогда были десятки тысяч Время было такое: попал в плен – предатель не предатель, трус не трус, но отношение к таким людям, мягко говоря, было особенным. Вспомните хотя бы истории замечательных татарстанцев Мусы Джалиля и Михаила Девятаева. Национальный герой татарского народа поэт Муса Джалиль, попавший 26 июня 1942 года в немецкий плен и прошедший фашистские лагеря, был гильотирован 25 августа 1944 года в берлинской тюрьме Плетцензее. С 1946 года по 1953 год Джалиль считался изменником родины и пособником врага и был реабилитирован в 1956 году. Летчик Михаил Девятаев, покинув в небе свой горящий самолет, попал в плен 13 июля 1944 года, а 8 февраля 1945 года совершил побег из фашистского концлагеря на острове Узедом, угнав немецкий бомбардировщик. Реабилитирован Девятаев был в 1957 году. Но, впрочем, вернемся к Сергею Ефремову. Раз ему, как бывшему военнопленному нельзя после войны жить в городах крупных, то надо выбрать небольшой город. Но такой, чтоб хорошим был. Елабугу он выбрал на карте Советского Союза буквально чуть ли не ткнув пальцем наугад: главное, чтобы река была рядом. Наша река – Кама!

Штрихи Биографии
Родился Сергей Ефремов 2 февраля 1917 года в селе Воронцовка Воронежской области, но вскоре оказался в Ленинграде, где воспитывался в семье близких родственников. Окончив семилетку и училище Ленэнерго, Сергей Иванович в 1935-1939 годах работал электриком на заводах «Пирометр», где выпускали авиационные приборы и «Красный металлист», где выпускали подъемно-транспортное оборудование, в частности эскалаторы для метрополитена. Работу Ефремов Сергей совмещал с учебой: с 10 сентября 1939 года начал учиться по двухгодичной программе обучения на вечернем отделении Ленинградского Краснознаменного военно-инженерного училища имени А.Жданова. При этом важно отметить, что в июне 1939 года он вступил в ряды Красной армии. Два года обучения пролетели если и не незаметно, то точно быстро: так бывает у тех, кто совмещает работу с учебой. И вот наступил день 10 июня 1941 года. В этот вторник Ленинградское военно-инженерное училище покидал выпуск № 39 и среди выпускников лейтенант Сергей Иванович Ефремов. Через 12 дней начнется Великая Отечественная война. В действующей армии Ефремов оказался с первых дней войны и вскоре уже командовал электровзводом. Участвовал в оборонительных боях под Одессой. Летом 1942 года – командир технической роты 82-го отдельного саперного батальона Приморской Армии Южного фронта. Звание – Старший лейтенант.
 
Плен и концлагеря 
В боях на Херсонском полуострове, в последний день обороны Севастополя, Ефремов получил ранение в правый бок и 5 июля 1942 года был захвачен в плен. Находился в ряде пересыльных фашистских лагерей – Дахау и Бухенвальда (шталаг XIII A, шталаг VII A). В концлагере он попал в рабочую команду. Известен лагерный номер советского военнопленного Сергея Ефремова – 101946.  После войны Ефремов напишет о своем концлагерном периоде: «Мы считали себя солдатами, саботировали работу на врага, организовывали побеги. В 1943 году создали подпольную организацию БСВ (Братский союз военнопленных), объединяющую в Баварии более 2 тысяч военнопленных и насильно угнанных граждан СССР. Позднее эта организация вступила в контакт с немецкой подпольной коммунистической организацией АКФ». В начале 1944 года Ефремов был арестован лагерным начальством по делу подпольной организации Братский Союз Военнопленных и отправлен в Дахау, где проводилось следствие. Тогда одни участники подпольной организации БСВ тогда сразу расстреляны, Ефремов же оказался среди тех, кто был отправлен в составе команды смертников в концентрационный лагерь Маутхаузен. Шансов выжить у него не было…

Освобождение и жизнь до реабилитации
5 мая 1945 года узники концлагеря Маутхаузен были освобождены армией наших союзников в войне – американскими войсками. Ефремову посчастливилось дожить до этого знакового дня. После освобождения он лечился в интернациональном госпитале в австрийском городе Линц.  Вскоре ему предстояло соответствующим советским органам «доказать», что он не предатель и не сдавался в плен добровольно. Пройдя в специальном советском фильтрационном лагере со стороны сотрудников НКВД проверку методом допроса, перекрестного допроса, сверки протоколов допросов с боевыми документами, а также трофейными документами, Ефремов был восстановлен в звании и уволен с 1 декабря 1945 года в запас. Состоял на учете в военном комиссариате Петроградского района Ленинграда.
После войны Сергей Ефремов некоторое время работал под Москвой в рабочем поселке Обухово на местном ковровом комбинате начальником электрического отдела. Там в Обухово изготавливали когда-то очень хорошие ковры и ковровые дорожки. Между прочим, и сейчас еще обуховские ковры украшают интерьеры ряда посольств и дипломатических представительств России за рубежом, залы Кремлевского дворца съездов, а еще отметим, что космонавт №1 Юрий Гагарин с рапортом Родине о завершении первого космического полета шел по стометровой ковровой дорожке, сработанной в 1961 году руками обуховских ковроделов. Однако пребывание в немецком плену давало о себе знать: Сергей Ефремов не мог занимать руководящие должности. Это в любом случае угнетало. Психологически давило на Ефремова и осознание того, что он, начав писать рассказы, не мог рассчитывать на публикацию своих художественных произведений: газеты и журналы СССР не взялись бы печатать бывшего военнопленного. В 1945 году Сергей Ефремов, находясь на лечении в госпитале в городе Линц, написал черновик рассказа «Ванька с красным винкелем». Более десяти лет рассказ так и лежал черновиком. Это история о мальчике, которого в концлагере все знали, как Ваньку Жукова (настоящая его фамилия была Пташкин), и который в свои неполные тринадцать лет был затравлен фашистскими псами-людоедами. Мальчик прошел концлагеря Бухенвальд, Дахау, а в Маутхаузене помогал заключенным организовать побег, на чем и попался. Именно в этом рассказе, о котором сам автор говорил, что «тринадцать лет не поднималась рука его закончить», Сергей Ефремов расскажет о запомнившемся ему дне 11 февраля 1945 года следующее: «Дорогие мои, родные мои, сегодня я не должен умереть, просто не имею такого права! Здесь, где для утраты человеческого достоинства и совести сделано все, я, изверившийся, вновь обрел, буду нести в своем сердце и никогда не потеряю веру в самое дорогое, что есть на земле, – веру в человека». Рассказ свой Сергей Ефремов завершает так: «Спустя тринадцать лет, когда притупились мои боль и гнев, я заканчиваю рассказ о мальчике-партизане, о герое нашей Родины – Ване Пташкине». Наступит все-таки время, когда этот рассказ будет напечатан. Но это будет 1961 год, а тогда, в первые послевоенные годы, в Обухово у Ефремова и вовсе возникли проблемы, суть которых можно лаконично представить так – «Уезжайте-ка вы отсюда подальше». 
Сергей Ефремов уехал в Татарию, выбрав в 1949 году для своего проживания Елабугу. Здесь он устроится на хлопчатобумажную прядильно-ткацкую фабрику: в маленьком городке, где специалисты по ткацкому оборудованию были на вес золота, на его «военнопленном» прошлом не зацикливались. Да, косо посматривали, но не более. Тем более, что своей работой, своим поведением и добрым отношением к людям Ефремов быстро завоевал уважение и любовь как своих коллег, так и тех, с кем приходилось пересекаться, общаться. Елабуга тогда – город небольшой. Здесь Ефремов создает семью. В Елабуге родится его единственный ребенок – дочь Ирина. Живут они, как и многие елабужане, скромно. Своего угла как такового у них нет: ютятся в небольшой комнате на втором этаже в бывшем особняке купцов Гирбасовых.  

Реабилитация
В 1956 году прошел массовый пересмотр дел осужденных бывших военнопленных. По инициативе маршала ГеоргияЖукова, министра юстиции Константина Горшенина и генерального прокурора Романа Руденко вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 29 июня 1956 года «Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных и членов их семей». В последний день 1956 года главная газета Советского Союза «Правда» публикует первую часть рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» (окончание истории бывшего немецкого военнопленного Андрея Соколова будет опубликовано в той же «Правде» 1 января 1957 года). Ужатые в своих гражданских правах бывшие немецкие военнопленные, одним из которых является Сергей Ефремов, увидели, что правительство всерьез обратило на них свое внимание и что теперь возможность оправдания как никогда велика. Вскоре Ефремов действительно был реабилитирован. Теперь никто не смел ставить ему в вину то, что он был в плену у немцев, что был узником фашистских концлагерей.  Учитывая в совокупности боевые заслуги Сергея Ивановича Ефремова в борьбе против фашизма и полученное ранение, временно исполняющий обязанности Елабужского военкома капитан административной службы Леонов представил Ефремова 27 июля 1957 года к награждению орденом Красной Звезды. Соответствующий Указ Президиума ВС СССР № 266/38 был издан 27.1.1958 года. Семья Ефремова получает свою квартиру и переезжает из скромной комнаты в бывшем купеческом доме на углу улиц Карла Маркса и Гассара в просторную квартиру в елабужской сталинке – доме № 14 по Карла Маркса (ныне это улица Казанская). Кстати, одним из соседей Ефремова будет полный кавалер ордена Славы Рифкат Гайнуллин: им было о чем поговорить, что вспомнить из своего фронтового прошлого. Наметилось и повышение на работе: теперь он – главный механик Елабужской текстильной фабрики. 

Писательское становление
Большой радостью для реабилитированного Ефремова становится возможность печататься. Первые его рассказы появляются в елабужской газете «Вперед» (в 1960-е годы газета получает современное название – «Новая Кама»). В 1961 году в Таткнигоиздате выходит скромная по объему, но все же книжка – «Медные реки». Тираж книги для начинающего писателя того времени весьма неплох – 15000 экз. В предисловии к «Рекам» известный казанский писатель Геннадий Паушкин (1921–2007) отметил: «Ефремов не профессиональный писатель. Он инженер елабужской прядильно-ткацкой фабрики, но литература для него – жизненно необходимое дело. <…> В Ефремове счастливо сочетаются способность художника и жизненный опыт бывалого человека. Мы верим ему». В 1962 году рассказы Ефремова печатают республиканские газеты «Советская Татария» и «Комсомолец Татарии». В 1963 году Ефремова приняли в Союз писателей СССР. Примечательно, что все его книги были изданы в Казани: «Медные реки» (1961), «Колокол Бухенвальда» (1965), «Севастопольская тетрадь» (1967). При жизни Сергей Иванович смог в руках подержать только одну свою книгу – «Медные реки». В рассказе «Священный меч», вошедшем в сборник «Медные реки», без указания напрямую представлена Елабуга. «К историческим находкам, – так начинает свой рассказ Ефремов, – тянуло меня с детства. Вблизи нашего города сохранились развалины булгарской крепости, с многими подземными ходами». Одной из таких «находок» стал обнаруженный случайно ранее «неведомый подземный ход». «Груда камней, – сообщает о находке писатель, – наша мальчишечья крепость, ее мы много раз брали приступом и защищали, оказалась остатками стены. Разобрав в одном месте камни, мы обнаружили фундамент, выложенный из огромных грубо отесанных глыб известняка и прямоугольную плиту. Тлением и могильным холодом пахнул из-под нее черный провал». Вот еще строки о ефремовской Елабуге: «Наш город расположен в суровой, но живописной местности, вероятно поэтому в нем много художников и поэтов, и, конечно, рыбаков и охотников».  12 апреля 1961 года, в день полета Юрия Гагарина в космос, Сергей Ефремов начал работу над повестью «Колокол Бухенвальда». Эту книгу он посвятил двадцатилетию Победы над фашистской Германией. Страшная правда о концлагерях – книга «Колокол Бухенвальда» – выйдет вскоре после смерти Ефремова. В аннотации к «Колоколу Бухенвальда» отмечено: «Бывший узник Дахау и Бухенвальда написал эту книгу о людях, победивших смерть. О воле Человека к свободе и Жизни».  Далее следует фраза-призыв: «Помните, люди, помните и будьте бдительны». Книга «Колокол Бухенвальда» была подписана в печать в Таткнигоиздате 28 апреля 1965 г.  – за два дня до гибели Сергея Ефремова. Повесть, вышедшую в свет тиражом 15 000 экз., получила семья писателя, его немногочисленные друзья и многочисленные читатели. Те, кто помнил «послевоенного» Ефремова, отмечали, что у него было мало друзей и что с людьми он сходился трудно, «ибо в послевоенное время пережил полосу недоверия и проверок». Летом 1964 года Ефремов помогал Рафаэлю Мустафину – выдающемуся татарскому писателю и литературному критику – разыскать в Елабуге дом, в котором последние дни своей жизни провела Марина Цветаева. Об этой встрече Рафаэль Мустафин поведает читателю в «Казанском альманахе» (№ 5, 2009 г.) в материале «Цветаева и Елабуга. «На бегу меня тяжкой дланью схватила за волосы судьба…»» (стр. 163-175). Вскользь Рафаэль Ахметович Сергея Ефремова называет «местным краеведом» и только потом отмечает, что он – «елабужский писатель». Помня, что тиражи первых книг Ефремова составляли по 15 000 экз. каждая, отметим, что посмертная «Севастопольская тетрадь» вышла в Казани в 1967 году тиражом 50 000 экз. 

Татария помнит 
Через 5 лет после смерти писателя, в 1970 году, в Казани вышел библиографический справочник «Писатели Советского Татарстана», подготовленный Асией Гиниятуллиной (1917-2003). В справочнике представлены биографические сведения о 209 писателях, среди которых и елабужанин Сергей Ефремов.  В 1993 году, через двадцать восемь лет после смерти Ефремова «Ванька с красным винкелем» был переиздан в Татарстане в серии «Библиотека журнала «Казань» (№2) отдельной книжкой. «Колокол Бухенвальда» с 1965 года так и не переиздавался. Еще не так давно Ефремова относили к забытым писателям: попытку прорыва (или – возвращения) его творчества к елабужскому читателю 26 января 2012 года осуществила старший преподаватель Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета Роза Амировна Нутфуллина (к месту или нет, но она живет в том же доме на Казанской улице, где жил когда-то уже реабилитированный Ефремов) на конференции «Образование и наука». На секции истории русской литературы XIX–XXI веков она выступила с докладом «Сергей Ефремов: судьба и творчество».  Переиздание последней книги Ефремова – «Севастопольской тетради» (1967) – состоялось в Елабуге в 2015 году в год 70-летия Победы и стало возможным благодаря Елабужскому государственному музею-заповеднику. Переиздавая «Севастопольскую тетрадь», елабужские издатели, помня обстоятельства пленения старшего лейтенанта Сергея Ефремова, оставили прежнюю обложку – фрагмент картины Александра Дейнеки «Оборона Севастополя». А годом ранее, в 2014 году, Казань в очередной раз дала понять, что Республика Татарстан знает и помнит елабужского писателя Сергея Ефремова: в изданную тиражом 2000 экземпляров антологию русской прозы Татарстана XX-XXI вв. «Когда вернусь в казанские снега…» был включен рассказ Ефремова «Ванька с красным винкелем». Возможно, именно ЕГМЗ переиздаст «Колокол Бухенвальда». 8 мая 2017 года в Елабуге, на доме №14 по улице Казанская, где жил в конце 50-х-начале 60-х гг. XX века Сергей Иванович Ефремов, была установлена мемориальная доска. Появление в Елабуге улицы Сергея Ефремова – это на наш взгляд дело времени.
Андрей ИВАНОВ, заведующий Библиотекой Серебряного века ЕГМЗ
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Дзен-канал 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев