Новая Кама

Елабужские кулибины: жизнь как постоянное творчество

Они знакомы уже восьмой год, и при этом их творческий тандем на редкость удачен. Можно сказать, что они прекрасно дополняют друг друга. На их счету - множество блестящих задумок, часть из которых уже воплощена (или воплощается) в реальность: несколько собственноручно собранных акустических систем, оригинальные сотовые телефоны из дерева, необычные модели...

«Генераторы идей» - пожалуй, именно так правильнее всего будет назвать героев моейнынешней статьи: ЛенараМахмутова и Андрея Карманова. Им просто-напросто скучно жить размеренной жизнью: при таком-то богатстве фантазии и с таким образованием, которое помогает реализовывать даже самые смелые проекты. А встретились они практически случайно: их свела работа на одном и том же заводе.

- Все началось в 2008 году, когда мы с ним работали на СИЗе. Знакомство, а затем и общение, было феерическим, - смеется Ленар. -Андрей был мастером участка, а я - инженером-конструктором. Тогда наши беседыпроходилиобычно в таком ключе: он мне с другого конца цеха кричит: «Ты мне сделал бумажки?! Мне завтра машину запускать!». А я ему так же громко: «Отстань, вся документация придет завтра!».

Андрей, когда находил ошибки в моей документации, любил приходить и бурно высказывать все, что думает обо мне в связи с данной ситуацией. Разумеется, я в долгу не оставался, когда их отдел терял документы или что-то мудрил с деталями. Постепенно, помимо рабочих моментов, началось и обычное общение, не связанное с заводом.

-А с чего пошла вся эта «творческая лаборатория»?

- Как-то постепенно, -весело говорит Андрей. - Мы ведь люди увлеченные, и нам всегда интересно: а что получится, если…? Причем мы оба выступаем и в роли «генераторов», и в роли критиков. Скажем, Ленар начинает мне рассказывать о какой-то любопытной технической идее, которая ему пришла в голову на днях. А я ему: «Молодец, красиво рассказываешь. Но вот представь, что я -типичный обыватель. Теперь объясни по-человечески, зачем ему сдалась твоя штуковина, и как заставить ее работать?» Словом, помогаю понять, как сделать придуманную «фичу» рабочей. Он тоже критикует мои идеи, заставляет задуматься: что и где следует изменить, чтобы «все заработало».

- Чем уже можете похвастать?

-Например, сотовыми телефонами из дерева, -ЛенарМахмутовдемонстрирует мне прямоугольный «брусок» с экраном. Выглядит мобильник очень оригинально, я бы сказала, в духе стимпанка: приятный на ощупь корпус, литые металлические кнопки, символы, выжженные прямо на деревянной поверхности.

- Это уже вторая модель, - объясняет он. - Первая была на базе Nokia-105 - из качественной трехмиллиметровой фанеры, с солнечными батареями. А у этого телефона корпус из дубовой древесины, и заряжается он от сети.

-Почему именно дерево?

- Несколько лет назад в Интернете мне попалась информация о сотовом «MobiadoProfessionalEM», выполненном как раз из дерева. Он преподносился как эксклюзивный, высокоэкологичный товар. Стоил он очень дорого, и мало кто мог позволить себе такую покупку. Позднее, когда я обзавелся лазерным станком, то решил тоже стать обладателем деревянного телефона. Благо, нынешние технологии позволяют без особых сложностей воспроизвести его фактически в домашних условиях.

Реклама

- Он сейчас с другой идеей носится, -снова вступает в разговор Андрей Карманов. - Телефон на солнечных панелях, чтобы долго работал и стоил недорого.

- И как успехи?

- Взял за основу миниатюрный сотовый - такие в Китае сотнями тысяч штампуют. - Ленар достает и показывает белый телефончик, размером чуть больше половины ладони.- Купил его за 500 рублей. Уже смонтировал и поставил на него солнечные батареи (специально заказал в Зеленограде), нормально работает. Осталось только корпус доделать. Если полностью доведу до ума, будет идеальный телефон для турпоходов: шесть часов заряжаешь его на солнце, а он после этого держит батарею до четырех дней.

- Такие аналоги уже созданы или твоя модель - единственная в своем роде?

- Сейчас в мире существуют четыре вида «солнечных» сотовых, но у них хуже характеристики: два часа - на солнце, и десять минут - разговор,- рассказывает Ленар. -Конечно, было бы неплохо выпустить наш «солнечный мини» в массы, но все упирается в финансы и менеджмент: нужны промышленные цеха, хорошие спонсоры, грамотный пиар…

- Если бы нам повезло со спонсором или выиграли быкакой-нибудь денежный грант, то вполне реально выпускать такой сотовый в промышленном масштабе, причем по невысокой цене, - Андрей Карманов снова подхватывает нить беседы. - Но раз этого нет, то все остается на уровне хобби, хоть и дорогостоящего. Да и времени на него никогда полностью не хватает: у меня, к примеру, шестидневная рабочая неделя. К тому же, у нас на первом месте все-таки семья. Вот и получается, что я могу уделять нашему хобби один-два раза в неделю по паре часов. Да и Ленар особо не может разгуляться.

- Андрей, аты чем сейчас занят?

- Хочу сделать обратный трицикл на солнечных батареях: у него два управляющих колеса будут впереди, а одно ведущее колесо - сзади. Несущая рама из профиля 25 на 30, толщина «двойка». Предположительно, грузоподъемность будет 400 кг. Передняя подвеска, да и всеостальные комплектующие уже готовы, осталось только собрать. Первоначально модель будет передвигаться при помощи педалей, наподобие гигантского велосипеда, потом поставлю бензомотор, а потом уже -электромотор, работающий от солнечных панелей. Надо ведь сначала обкатать всю технологию, проверить все узлы соединений. Поставишь очень сильный мотор, и, в итоге, передняя подвеска «уедет» в сторону на полном ходу. Ленар, хоть и ехидничает, но тоже помогает просчитывать все тонкости.

***

Словом, беседа была долгой и увлекательной. Как оказалось, друзья если брались за что-то, то решали задачу досконально. Например, как-то им захотелось собрать реалистичную модель танка «Т-34» из фанеры: были найдены и тщательно изучены чертежи, выточены и подогнаны более сотни деталей… Кстати, когда они выложили в Интернете плоды своих трудов (то естьподробные схемы модели), то их скачали тысячи пользователей, большей частью, зарубежных.

Или взять давнее увлечение Андрея - акустические системы для машины. Когда он купил очередное авто, то они с Ленаром чуть ли не каждую неделю собирали сабвуферы разного типа по собственным чертежам (для каждой системы делались скрупулезные инженерные расчеты).

Мне оставалось только уважительно качать головой: ведь немногие люди в их возрасте (Ленару - 28 лет, а Андрею - 35) будут заниматься подобным творчеством. Чем старше становишься, тем больше тебя поглощает бытовая рутина. И это очень печально, согласны?

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: