Новая Кама

Елабуга многонациональная: чуваши

В соседней с Татарстаном Чувашии живет народ - родственник татар - чуваши.

Реклама

По словам руководителя диаспоры чувашей Николая Липатова, который живет в Елабуге уже 31 год, в Елабужском районе проживает около 5-ти тысяч чувашей. Николай Харитонович интересуется историей своего народа и родного села, поэтому собирает всю информацию, которую находит.
- Прародителями чувашей являются волжские булгары, поэтому у нас с татарами языки очень похожи, - говорит он, показывая книги о своем народе. Стоит отметить, что Николай Липатов также возглавляет и чувашский ансамбль «Нарспи», участники которого выступают на национальных праздниках.
Одними из таких мероприятий являются Учук и Уяв, прошедшие в этом году в селе Старое Суркино Альметьевского района. Несмотря на то, что чуваши в большинстве своем православные, в их культуре сохранились и языческие обычаи.
Учук - общенародное полевое моление чувашей («уй» в переводе на русский - «поле», «чук» - «жертвоприношение, моление»). В молитве просят о благополучии селения, о мирном и урожайном годе, о том, чтобы выросло все, что было посажено накануне. Моление совершается у дождевой каши, которую варят на родниковой воде из нескольких видов круп и картофеля. И потому мероприятие встречает запахом костра, на котором в нескольких котлах готовится каша. Варят ее женщины, хорошо знающие народные традиции. Готовка сопровождается пением.
Обычно обряд проходит после Симека - летниего праздника, посвященного поминовению усопших родственников с посещением кладбищ. Торжественный обряд проводят самые уважаемые старейшины, во время моления присутствуют только взрослые семейные люди. Обязательно приносили в жертву животное - лошадь или быка. Для совместной трапезы участники садятся на лужайке. После трапезы молодежь поодаль водит хороводы, веселится, устраивает уяв. После с молитвами провожают высшие силы, обернувшись на восток; провожают духов предков, повернувшись на запад. Прибравшись, люди расходятся по домам, и там каждый в кругу своей семьи проводит моление и трапезу. Традиционный дом у чувашей воспринимался как главное место богослужения.
В старину во время весеннего праздника Уяв чувашский царь (патша), по преданию, объезжал свои владения, встречался со своими подданными. На высоком шесте развевалось знамя, a чувашские общины вывешивали сурпан - белую женскую головную повязку с вышивками. Царь принимал от общинников дары. Во время встречи с царем проводились моления, игры с песнями и плясками.
Завершается Уяв с наступлением сенокосной поры.
- Эти праздники помогают нам не только сохранить нашу культуру, но и становятся местом встречи односельчан, с которыми только так и получается увидеться и пообщаться, - говорит Николай Липатов.
Отметим, в эти дни Николай Харитонович находится в Крыму на Всероссийском съезде чувашей, где посетит древнюю столицу Волжской Булгарии Фанагорию и по старинному обычаю вместе с другими чувашами установит столб - юба, а также отметит Агадуй - Праздник плуга.
Мария ТИМАШЕВА

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: