Чтобы песня за душу брала
К сожалению, старинные песни теперь даже в деревнях редко услышишь. Разве старушки в День пожилых затянут ту или другую, да и то вскоре собьются, усиленно вспоминая слова.
А что уж говорить о молодых? Мои дочки еще знают две-три народные, а внуки вообще не поют - говорят, голоса нет. А может быть, слуха? Вернее, желания петь, если включил чудо-технику и наслаждайся английскими «ля-ля».
Я, как и многие мои сверстники (и не только), английского не знаю, чужды нам и другие языки. Зато от родных мотивов сердце замирает. Жаль, слышишь их все реже и реже. Даже две суперпопулярные Надежды - Бабкина и Кадышева - все больше норовят не старинные песни исполнить, а ремейки (даже слово какое-то ненашенское). Правда, не так давно один телеканал порадовал фольклорным фестивалем. На нем, к слову, выступил и ансамбль «Пелагея», исполнив давно забытую песню о том, что плохо одетую девушку никто замуж не берет. И так это искренне и трепетно прозвучало, будто на какое-то время вернулись к нам те давние времена, наше далекое прошлое.
А ведь песни даже в войну не забывали.
- Спрашивайте, какие пели тогда? Всякие, милая, какие к сердцу придутся, - ответила когда-то на мой вопрос Евдокия Согорина, уроженка Гусевки, стертой с лица земли. - Раз уж просите, слушайте, уважим корреспондентку.
Как когда-то в юности, наверно, она завела: «Вот кто-то с горочки спустился…». Не дожидаясь приглашения, ее товарки подхватили знакомую мелодию. И трудно было поверить, что поют не молодые, а семи-восьмидесятилетние старушки. И до того ладно это у них получается! А впрочем, чему удивляться, если жители Тихонова, бывало, когда в соседней Гусевке отмечался престольный праздник (а был это Петров день), специально выходили на бугор, чтобы послушать, как гусевцы поют.
В тот день я с упоением слушала и «На горе колхоз» и про белоснежную вишню, и другие знакомые мелодии, что исполнялись на какой-то особый манер. Были и такие, что мне, незнакомы, хотя к народной песне с детских лет неравнодушна. Мелодия кажется, незатейливая, а слова-то, слова! Ну просто нельзя не подпеть, тем более, что песенка оказалась шутливой. Словом, история довольно банальная: разборчивая невеста не хочет идти за Ивана, поскольку у того в саду яма, за Кирилла, у которого нету рыла («Во что буду целовать»?). Филиппу тоже отказ: у него «в саду липа - завсегда я буду бита». А вот за матросика - пожалуйста: «Матросик будет одевать, а я - по садику гулять».
Песни сменяли одна другую. Старинные, забытые, они ведь могут и затеряться со временем, поскольку некоторые из них нигде, кроме Гусевки, не исполняли. Ну многие ли слышали, скажем, про платочек с розовой каймой, по которому девушка узнала летчика-героя, друга своего? Жаль, если забудутся песни.
А ведь можно еще сохранить эти голоса, записав их. И не надо для этого ждать юбилея, к которому готовимся сейчас. Сегодня-завтра в каждом селе района хорошо бы по-домашнему собрать солдаток и других стариков. А сценарий? Над ним вообще не стоит голову ломать особо, поскольку наши бабушки - сами себе режиссеры, они и споют, и спляшут когда надо.
…Теперь, в преддверии юбилея Великой Победы, неплохо бы в каждом селе особо записать песни военной поры, даже частушки. Пока есть их кому исполнить. Само собой, что и местные старинные напевы надо сохранить, а то ведь в той же песенной Токмашке их уже стали забывать.
Галина КУЗНЕЦОВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
В редакцию газеты "Новая Кама" срочно требуется главный бухгалтер и помощник бухгалтера. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11
Нет комментариев