Александр Иванович Паранин - легенда педагогического труда
В канун первого октябрьского выходного дня, традиционно отмечаемого в нашей стране как День учителя, мы обязательно вспоминаем своих педагогов, оставивших яркий след в нашей жизни.
Чудесные, неповторимые школьные годы для каждого из нас стали началом большого жизненного пути. Именно учителя формировали наши характер и мировоззрение, помогали в выборе будущей профессии, учили видеть и понимать окружающий мир во всем его многообразии. Я безмерно благодарна своей первой учительнице, педагогу от Бога Тамаре Александровне Шабалиной, преклоняюсь перед светлой памятью директора Набережночелнинской школы №15 Михаила Якимовича Степанова. Но сегодня по велению сердца я напомню своим землякам об удивительном человеке, мудром руководителе, прекрасном учителе и воспитателе юных детских душ – Александре Ивановиче Паранине, возглавлявшем школу-гимназию №4 города Елабуги с 1984 по 1999 годы.
Учителя, которым довелось работать под руководством Александра Ивановича Паранина, уже давно создали в своих сердцах нерукотворный памятник своему директору школы, вспоминая его с огромной любовью и уважением. Уверена, что наши чувства разделяют и наши выпускники.
Александр Иванович Паранин родился 14 августа 1952 года в селе Разживино Елабужского района. Их семья была на особом счету у односельчан. Огромным уважением пользовался Иван Михайлович Паранин, участник Великой Отечественной войны, дошедший фронтовыми дорогами до Берлина. После войны он много лет проработал председателем Разживинского сельского совета. Мама Анна Сергеевна работала учителем начальных классов Разживинской школы. В семье всегда царил особый дух уважения друг к другу, здесь ценили человека по его труду и добрым делам. Александр частенько засыпал при свете настольной лампы. Управившись с домашними делами, его мама допоздна проверяла школьные тетрадки, а отец готовился к новому рабочему дню. После окончания начальной школы в Разживино Александр закончил восьмилетку в Большой Качке, а полное среднее образование получил уже в Елабужской школе №2. Трудолюбивый и усидчивый с детства, он учился легко и с интересом. Особенно любил точные науки – физику, математику. После школы вместе с мальчишками играл в футбол, ему одному из первых в классе купили настоящие лыжи, а на велосипед он заработал сам, работая в летние каникулы в колхозе. Самым любимым увлечением детства Александра Ивановича была любовь к книгам, особенно к историческим. В их домашней библиотеке книг было много, отец поощрял интерес сына и с каждой поездки на совещание привозил из Елабуги специально для него что-нибудь из книжных новинок.
После окончания школы Александр Иванович сразу же поступил на физико-математический факультет ЕГПИ. Студенческая жизнь захватила его с первых дней учебы, а многие однокурсники стали друзьями на всю жизнь. Отдельной страничкой в жизни студента Александра Паранина стала работа в составе студенческого строительного отряда «Наследники Октября». В далеком теперь уже 1971 году студенты физмата создали свой студенческий строительный отряд «Наследники Октября». На счету бойцов отряда – строительство коровника на 100 голов в деревне Тойма, возведение коровника на 200 голов в деревне Татарские Челны, строительство школы и нескольких комплексов КРС в Мамадышкском районе. Особо удивителен тот факт, что практически все бойцы этого отряда стали потом директорами школ. Это Юрий Ларионов, Александр Паранин, Вадим Гордеев, Анатолий Остроумов, Александр Степанов, Александр Талапин и другие. Каждый год в составе отряда трудились подростки, стоявшие на учете в детской комнате милиции. Труд формировал их характер, а пример студентов давал правильный ориентир на будущее. Из комсомольской характеристики тех лет я узнала, что комсомолец Александр Паранин был одним из активных участников движения ССО ЕГПИ, принимал участие в осенних сельскохозяйственных работах на полях колхозов Елабужского района, успешно овладевал знаниями и регулярно повышал свой идейно-политический уровень. А.И.Паранин отличался высокими моральными принципами, был надежным товарищем, выступал с докладами на студенческих научных конференциях. За скупыми строчками комсомольской характеристики большая и насыщенная жизнь студенческого вожака, инициатора многих дел, весельчака и надежного друга. После успешного окончания института его направили работать учителем физики в Рыбно-Слободскую среднюю школу. Дети сразу полюбили молодого учителя, с которым с удовольствием ходили в походы и вели бойкие диспуты во время классных часов.
В ноябре 1975 года он был призван в Советскую Армию. Службу проходил в рядах Советских войск на территории Германской Демократической Республики. Не успел Александр Иванович, после демобилизации обнять мать и повесить в шкаф военную форму, как его пригласили в районный отдел народного образования и предложили возглавить педагогический коллектив Большекачкинской восьмилетней школы. Когда-то он сам был учеником этой школы, поэтому не раздумывал ни минуты и с большим энтузиазмом взялся за работу. При нем значительно окрепла материально-техническая база школы, помимо учебы, ребята получали необходимые в сельском хозяйстве навыки работы в поле, на ферме. В школе были установлены строгий порядок и дисциплина, а для себя Александр Иванович выработал на всю жизнь такое правило – каждое утро на школьном крыльце он лично встречал всех школьников и учителей, успевал сказать каждому доброе слово приветствия. Педагоги видели в нем надежного и ответственного руководителя, а дети полюбили за его искреннюю доброту и интересные уроки.
В 1977 году Александр Иванович женился. Валентина Павловна стала его доброй и прекрасной спутницей жизни. За ее плечами – сорок пять лет педагогического труда, из них тридцать пять лет она работает в Елабужской школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья. Супруги воспитали троих детей, дочери Инна и Юлия посвятили свою жизнь службе в органах внутренних дел, а сын Евгений окончил Архитектурно-строительный институт и успешно работает в строительной фирме. Дети подарили родителям шестерых внуков.
Особой, яркой страницей в биографии Александра Ивановича Паранина стал период работы директором Елабужской средней общеобразовательной школы №4, которая благодаря его личным усилиям получила в Елабуге статус гимназии. Возглавив 30 января 1984 года педагогический коллектив одной из старейших и авторитетных школ города, Александр Иванович уверенно повел ее к новым успехам. К тому времени школа славилась своими сильными педагогическими кадрами, крепкой материальной базой (как подшефная школа НГДУ «Прикамнефть»), успешной поисковой работой, которую проводили учителя со школьниками, и отмеченным наградой ВДНХ СССР пришкольным участком. У Александра Ивановича был особый дар находить контакт с любым педагогом и учеником. В коллективе, состоящем в основном из женщин-учителей, он сразу же установил и бережно поддерживал атмосферу взаимопонимания и поддержки друг друга. Не покривлю душой, если скажу, что мы на работу шли с огромным удовольствием. Как и было заведено, он каждое утро приходил раньше всех и лично встречал каждого ученика школы. За пятнадцать лет руководства учебным заведением он создал наш неповторимый дух гордости за свой коллектив и стремление работать еще лучше. Александр Иванович сохранял лучшие традиции, заложенные своими предшественниками и смело вводил новшества. Так, с его «легкой руки» школа стала сотрудничать с профессором Московского педагогического университета Г.Г.Левитасом. Ученые института проводили для педагогического коллектива обучающие семинары. При поддержке шефов-нефтяников был укомплектован первый в Елабуге компьютерный класс. Шефы не отказывали школе ни в чем. За каждым цехом были закреплены учебные классы. В спорткомплексе НГДУ «Прикамнефть» проводились уроки физкультуры, шефы закупали детям туристические туры по городам СССР, помогали в ремонте кабинетов и школьного оборудования. Традиционными стали совместные чествования передовиков производства и отличников учебы. Правофланговой пионерской дружине школы было присвоено имя первооткрывателя недр нефтяного Прикамья Виктора Землянухина. Директор школы, коммунист Александр Паранин уделял большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. При его активной поддержке велась целенаправленная поисковая работа по увековечению памяти елабужанина, Героя Польши Михаила Атаманова. Участники поискового отряда побывали в Польше на месте его гибели и позже стали инициаторами установления на его доме мемориальной доски. В результате кропотливой работы в школе был торжественно открыт Музей боевой и трудовой славы имени М.С.Атаманова, неоднократно занимавший по городу призовые места в отношении уровня организации музейно-просветительской работы. С искренней благодарностью вспоминаю, что, помимо напряженной педагогической деятельности, у нас было много больших и интересных событий и праздников – благотворительные марафоны, Малые Олимпийские игры, чествования именинников-юбиляров и многое другое.
Период руководства школой Александром Ивановичем пришелся на самое непростое время для нашей страны – развал Советского Союза, поиск новых форм школьного образования, так называемая школьная реформа. На фоне всего этого наш директор смело и уверенно вел свой корабль – нашу школу – по выбранному курсу. Дети получали в стенах гимназии добротное образование, традиционное советское воспитание, основанное на трудолюбии, интернационализме и патриотизме. Из почти тысячи школьников на учете в милиции стояли всего два подростка, с которыми Александр Иванович работал индивидуально, вложив в работу не только педагогические навыки, но и отцовские чувства ответственности за детей. Задатки лидера, что имелись у Александра Ивановича с детства, ярко и эффективно проявились на посту директора школы. Он был надежным, целеустремленным и очень требовательным человеком. Опираясь на костяк коллектива, состоявший из опытных и высокопрофессиональных педагогов, он постоянно искал и подбирал из выпускников вузов молодежь, представителей нового поколения педагогики, оценивая их прежде всего по результатам деятельности. Надо отметить, что ошибок в выборе кадров он не допускал никогда. Сегодня я намеренно не называю фамилий его соратников, чтобы, не дай Бог, не забыть кого-нибудь из славной плеяды учителей школы-гимназии №4. Имена каждого из них – это уже легенды и примеры бескорыстного и преданного служения педагогическому труду. Александр Иванович ушел из жизни очень рано, трагическая случайность оборвала его жизнь, но его имя и дела навсегда останутся в нашей благодарной памяти.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
В редакцию газеты "Новая Кама" срочно требуется главный бухгалтер и помощник бухгалтера. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11
Нет комментариев