Альберт Нигамаев: «На многие события, касающиеся истории нашего вуза, можно посмотреть с другого ракурса»
Когда заходит речь о Елабуге, как признаются многие иногородние гости, в первую очередь на ум приходят такие объекты как Елабужское городище, Покровский собор, школа милиции (ныне Елабужское суворовское военное училище) и, конечно же, педагогический институт (сегодня это – Елабужский институт КФУ).
История этого учебного заведения неразрывно связана с историей Елабужского края. Можно сказать, что это − один из символов нашего города. Герой-эксперт нашей статьи в особом представлении не нуждается. Те, кто так или иначе интересуются историей, слышали или лично знакомы с известным в городе археологом, преподавателем факультета филологии и истории, доцентом и кандидатом исторических наук Альбертом Зуфаровичем Нигамаевым. Сегодня мы вместе с ним окунемся в историю одного из старейших вузов нашего региона.
ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ
На просторах всемирной паутины можно найти дореволюционное фото нашего здания, которое почему-то подписывают 90-ми годами XIX столетия. Это вызывает лишь улыбку. Все, кто так или иначе связан с Елабужским институтом, знают, что это здание построено в 1903 году. То есть оно априори не могло быть сфотографировано в конце 90-х годов позапрошлого века, начал свой рассказ Альберт Нигамаев.
− Для меня как для преподавателя истории Татарстана наиболее интересно время вхождения Елабужского края в ТАССР. По сути, это эпоха весьма сложного процесса организации новой Татарской Республики. И этот момент несмотря на свою актуальность почему-то отражен в истории нашего вуза поверхностно. Мы связываем свою историю с Епархиальным училищем, открывшимся в 1898 году. Потомственная почетная гражданка Елабуги Глафира Федоровна Стахеева решила создать в городе Епархиальное женское училище в память покойного мужа. Но, по словам Альберта Нигамаева, мало кто знает, что изначально Глафира Стахеева просила об открытии на родине мужа духовной семинарии, на что Святейший Синод дал категорический отказ. Было разрешено открытие Епархиального училища.
− Почему я на этом акцентирую внимание? Дело в том, что духовная семинария – это учебное заведение, которое, по сути, стоит лишь на ступень ниже духовной академии. В Казани, которая являлась центром огромного учебного округа и была одним из исторических центров христианского миссионерства дореволюционной России, успешно функционировала духовная академия. Многие видные православные священники, миссионеры и учителя получили образование именно в этом учебном заведении. А в губернских и областных центрах располагались, как правило, духовные семинарии. Так как нам по статусу не полагалось, мы и начали с женского епархиального училища, которое значимого ранга не имело. ЕЛАБУЖСКАЯ ТАТАРСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ
Епархиальное женское училище прекратило свою деятельность весной 1918 года, продолжил рассказ Альберт Нигамаев. И это огромное здание надо было чем-то занимать. И вот на уездном уровне принимается решение на базе этого здания открыть Елабужскую татарскую учительскую семинарию.
− Решение было принято в начале лета. Елабуга в то время еще относилась к Вятской губернии. Ситуация в Прикамье была очень напряженной. Хотя решение на уездном уровне приняли, но организационной помощи от губернского центра не поступало. И пока продолжалась вся эта неразбериха, город был занят частями Народной армии (военные формирования правительства КомУЧа и чехословацкие подразделения). Лишь в самом конце сентября частям 2-й армии красных удалось полностью «расчистить» Елабугу и ее округу, и в конце октября начались занятия в татарской учительской семинарии. По своей сути данные семинарии − это краткосрочные курсы для подготовки «учителей». Дело в том, что на данном этапе развития большевистское руководство еще более радикально взяло курс на секуляризацию образования. 23 января 1918 года был принят Декрет Совнаркома РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Вся сфера просвещения была объявлена светской, и процесс «выдавливания» из нее религиозного составляющего стал необратимым. Но если «гражданское» образование у русских, где могли учиться дети всех христианских народов, существовало уже с XVIII века, то у татар и других мусульманских народов мектебно-медресная система сохраняла полную гегемонию. Малочисленные русско-татарские школы не могли составить им конкуренцию. Но сейчас возникла проблема в отсутствии учителей нового
формата. Необходимо было их срочно подготовить. И начали с учительских семинарий.
УЧИТЕЛЬСКИЕ КУРСЫ
Елабужская учительская семинария просуществовала недолго, где-то около полугода, так как с конца марта 1919 года город находится в военном положении, а 2 мая его заняли уже колчаковские войска генерала Гайды. Кстати, в ходе организованного белыми террора в городе, наряду с военнопленными и советскими работниками расстреляли и полтора десятка учителей. Через 27 дней город был освобожден. На месте семинарии решением Народного комиссариата по делам просвещения были открыты краткосрочные (трехгодичные) уездные педагогические курсы, где действовали татарская, русская, марийская и удмуртская группы. Здесь одновременно получали базовое учительское образование 150-200 слушателей. Можно сказать, что с незначительными изменениями эти курсы функционировали до августа 1923 года. Примечательно, что в момент образования ТАССР Елабуга и ее округа не входили в ее состав, а оставались в составе Вятской губернии. И лишь в 1921 году территория южной части бывших Елабужского и Сарапульского уездов (современные Елабужский, Менделеевский и Агрызский районы) была передана в составе кантонов в ТАССР. Именно тогда было принято решение о переносе здания бывшего епархиального училища в кантонный центр в село Бережные Челны. Но оказалось, что перевести через Каму такое здание, разобрав по кирпичику, не только невыгодно, но и невозможно. Решили оставить его в покое.
ЕЛАБУЖСКИЙ РАЙОННЫЙ ТАТАРСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ
В 1923 году по решению руководства республиканских педкурсов здесь создается Елабужский районный татарский учительский техникум. Причем приоритетным была подготовка кадров из конкретных районов Татарской и Удмуртской автономий. Многие знают, что в 1925 году в Елабугу привозят огромный контингент беспризорников (проблема детской беспризорности обострилась с особой силой в 1921 году, когда на Россию обрушилась губительная засуха. Небывалый для России голод охватил 37 губерний с населением свыше 40 миллионов человек. – Прим. авт.), и в начале их разместили как раз в здании татарского педагогического техникума. Здесь творилась настоящая вакханалия, отмечает Альберт Зуфарович.
− Комиссия, которая прибыла сюда в феврале 1926 году, была в шоке от увиденного. В этом храме образования творились такие бесчинства, вообразить которые и сейчас сложно. Мат, ор, визг с утра до ночи, крушение мебели и инвентаря, костры в аудиториях, поножовщина – и это лишь малая часть «художеств», которые творили беспризорные. Разбираться с ними часто приходилось только силами правопорядка, которые проводили в «Новом мире» весьма взрослые профилактические работы. Примечательно, что в 1927 году о Елабуге оставил очень интересные сведения Тази Гиззат. Но в его воспоминаниях нет упоминаний о таких моментах. Он умалчивает об этом, хотя часто бывал в учительском техникуме, работал с драмкружком, ставил спектакли. Ни слова о разрухе. В ранге техникума наше учебное заведение просуществовало 13 лет.
УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
В 1936-1937 учебном году техникум был переименован в педагогическое училище. А в 1939 году учебное заведение приобретает статус Елабужского учительского института с трехлетним обучением. Здесь начали готовить учителей для школ-семилеток. Вообще на примере нашего учебного заведения можно проследить эволюцию системы образования в республике в межвоенный период. В 1918-1922 годах стояла задача создания новых типов школ для татаро-башкирского населения, то есть создания сети советских татарских школ. Зачастую это решалось не открытием новых учебных заведений, а переформатированием старых мектебов и медресе, базировавшихся на «яна имла». В это время в Елабуге действуют татарская учительская семинария, а потом курсы для подготовки национальных кадров. Уже в первой половине 20-х годов в кругах национальной интеллигенции все чаще были слышны разговоры о переходе на «латиницу». С 1928 года был проведен переход татарской письменности на латинизированный «яналиф». Существовала острая нехватка учителей для школ I категории. У нас работал татарский учительский техникум. И наконец, в 1939 году татарский алфавит переходит на кириллицу. В Елабуге учителей начинает готовить учительский институт. Очень интересное совпадение, отмечает Альберт Нигамаев.
ВОЕННЫЕ ГОДЫ
В период с 1941 по 1945 годы в здании бывшего Епархиального училища разместились эвакуированные Ленинградский и Воронежский государственные университеты. Профессорско-педагогический состав этих учебных заведений параллельно работал и в Елабужском учительском институте. Такое сотрудничество, кстати, оказалось плодотворным для Елабуги – после войны часть профессоров и доцентов осталась в нашем городе, серьезно пополнился и библиотечный фонд.
ОТ ЕГПИ ДО ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КФУ
19 августа 1952 года на базе учительского института создается Елабужский государственный педагогический институт. А в 2003 году, перешагнув через ступень академии, институт приобрел статус университета. 2 февраля 2011 года ЕГПУ был присоединен к Казанскому (Приволжскому) федеральному университету. В настоящее время Елабужский институт КФУ продолжает педагогические традиции и является одним из ведущих научных и образовательных центров Нижнего Прикамья.
P. S. Когда рассказывают об истории нашего вуза, нередко говорят: «Вот заведение стало учительской семинарией». Или: «Вот стало техникумом»… А с чего? Почему? С чем связаны эти изменения? Ведь многие изменения проводились решением на местах исходя из насущных задач. Об этом говорят мало, подводя итог, отметил Альберт Нигамаев. А ведь именно на фоне изменений статусов этого учебного заведения, по мнению известного историка-археолога, можно изучать историю Татарстана в целом.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев