Елабужанка Тамара Ахмадеева рассказала о своем детстве, прошедшем в годы Великой Отечественной войны
Ей было всего 4 с половиной года, когда началась Великая Отечественная война. Всего 4, с половиной... Из того рокового периода в жизни нашей страны она не может рассказать много: чего-то не знает в силу своего совсем юного возраста на тот момент, что-то не сохранила память, а о чем-то просто не хочется говорить.
«Особо разговоров на эту тему после войны старались не вести. Тяжело было», — признается Тамара Ахмадеева, которая стала очередной героиней рубрики «Легендарное поколение».
Напомним, на страницах «Новой Камы» в преддверии 9 Мая мы публикуем воспоминания участников и очевидцев тех страшных событий. Герои рубрики — это ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла. А сегодня — «дитя войны» Тамара Васильевна Ахмадеева и ее украденное детство.
Глядя на эту активную, творческую и очень оптимистичную женщину и не подумаешь, что в ее жизни были мрачные страницы. Жила героиня публикации в селе Тарловка Тукаевского района. Тамара — единственная дочка у своих родителей. Во время войны — папа на фронте, мама — санитарка в госпитале.
‒ Начало войны я, конечно, не помню. Я родилась 2 декабря 1936-ого года. Вот и судите сами: сколько мне лет было. Расскажу только, что помню о том времени. В войну мы жили с мамой в Тарловке. Но на месте этого села был санаторий с таким же названием. А во время войны здесь находился госпиталь для раненых. Из того, что запомнила отчетливо — это большую комнату, в которой мы жили с мамой не одни. Было очень много детей. Я потом уже, спустя годы, догадалась, что это были эвакуированные. Их было очень много, — делится своими воспоминаниями «дитя войны» Тамара Ахмадеева.
Этот фрагмент про совместное проживание с эвакуированными семьями моя героиня рассказывает с трепетом. А вот во время следующего эпизода Тамара Васильевна уже не может сдержать слез. Причем, даже еще не начав свой рассказ, я уже почувствовала, что у героини ком в горле. Так оно и оказалось...
‒ Помню, хлеба давали во-о-о-от такусенький кусочек (показывает пол ладошки и плачет, — прим. ЛД). И вот, когда родители приносили нам этот хлеб, мы, дети, делили его на две части. Как сейчас помню, делили на две половинки со словами: «Вот этот кусочек маме, а вот сами съедим». Понятное дело, свой кусочек мы все съедали моментально, очень быстро. А что вы хотели? Малюсенький ведь кусочек, а нам всем по 4 — 5 лет. Потом принимались за «мамин» хлебушек. Сперва поглядывали на него. А затем подбегали к нему и пощипывали. Каждый из нас думал: «Немножечко только отщипну, ну еще немножечко, и еще немножечко»... Так, сами того не замечая, съедали и «мамину» долю... А мамы приходили с работы и не ругали нас за это. Только плакали. Вот это тоже хорошо помню. Но тогда я не понимала, почему наши мамы, глядя на нас, плачут.... — со слезами на глазах рассказывает Тамара Васильевна.
А еще детская память Тамары Ахмадевой хранит не только то, как плакали мамы, глядя на прозрачных от голода ребятишек, но и то, как они пили чай, а потом пели песни. «Вот эту передышку с песнями я очень хорошо запомнила», — говорит «дитя войны». И добавляет: «Правда, это было совсем недолго, потому что мамы потом вставали и снова уходили на работу. А мы, дети, снова оставались одни».
‒ Никаких старших над нами или наставников у нас не было. Мы играли друг с другом, но во что — не помню. Возможно, в тряпичные куклы, — делится Тамара Васильевна.
Мама Тамары Васильевны — Анна Никифоровна Савина работала санитаркой в госпитале. «Дитя войны» помнит, что жили на втором этаже, а вот на первом этаже госпиталя всегда было много мертвых. Умирали каждый день.
— Видимо, там был морг, — предполагает героиня материала.
Во время войны, в 1943 году юная Тамара пошла в первый класс. Как говорит — это сейчас 1 сентября праздник так праздник: с цветами, нарядными школьниками и тому подобное, а в годы войны никакого торжества не было.
‒ Абсолютно не помню воодушевления от того, что я пошла в школу. Ни формы красивой, ни обуви путной. Помню только то, что писали мы на газетных страницах, между напечатанных строк. Тетрадок-то не было«, — рассказывает Тамара Ахмадеева.
— 9 Мая помню очень хорошо. Моя мама, ей было 43 года на тот момент, бежит в красивом голубом платье. На ходу снимает платок с головы и, размахивая им, на всё село, ликуя, кричит: «Победа! Победа! Победа!». Вот это я очень хорошо запомнила. Все из домов повыскакивали, на улице все обнимались, целовались!!! Такая радость была, — вспоминает елабужанка.
Помнит моя героиня и свое послевоенное детство. «Радости того времени современным детям не понять», — сокрушается Тамара Васильевна. А для нее эти «радости» особенные. Вот, например, первый послевоенный праздник «Новый год» у школьницы Томы Савиной до сих пор самый незабываемый в жизни.
− Это сейчас в подарки кладут все, что угодно. А тогда я несла домой кулек, в котором лежали две мягкие, белые булочки. Это была такая радость, что я просто не могу описать. Я не могу объяснить, как трепетно я их несла, как прижимала этот кулек. Пришла домой и с порога говорю маме: «Смотри — какие булочки! Одна булочка тебе, другая — мне». А мама заплакала и сказала: «Ешь, дочка, обе сама».
Послевоенное время тоже не из легких. Но, благодаря трудолюбию и старанию, выжили. К примеру, Тамара Васильевна помнит, как вся детвора ходила в лес по ягоды. Говорит, каких только ягод не было: земляники, черники, малины! Даже шутит, мол, сейчас людей больше, чем ягод. А после войны было наоборот. Вспоминает Тамара Васильевна один эпизод, связанный с ягодами. После войны жила моя героиня со своей мамой в двухквартирном доме: в одной половине их семья, а в другой половине — семья врачей.
− У них питание получше нашего было. Мама как-то говорит мне: «Угости ягодами наших соседей. Они тебе хлебушка дадут. А они меня в ответ шоколадкой угощают. Но я вместо того чтобы обрадоваться, возвращалась заплаканная, мол, лучше бы они хлеба дали. Не хочу я шоколадку!» — возмущалась я.
Я слушала все эти трогательные истории и воспоминания, при этом вглядываясь в лицо моей героини, в уголки ее глаз. Пыталась понять: «Как она смогла сохранить такое отношение к жизни: ведь здесь и оптимизм, и позитивный настрой, и некая лиричность, несмотря на детство, украденное войной. Более того, Тамара Васильевна всю жизнь сама как „моторчик“ с подзарядкой. Она закончила Елабужское училище культуры по специальности организатор-методист клубной работы. И, как говорится в таких случаях, ни разу не изменила своему профессиональному выбору: пионервожатая — заведующая клубом — председатель профкома. На стариковскую жизнь не жалуется. Напротив, еще и других вдохновляет активничать. К примеру, в настоящее время 87-летняя Тамара Васильевна входит в актив Совета ветеранов ЕМР. К тому же взяла под свое крыло еще и неорганизованных пенсионеров своего микрорайона. Их у нее 300 человек. Это, во-первых. Во-вторых, есть у нее увлечение — вяжет она по вечерам. Ну и, в-третьих, поет в вокальном ансамбле „Добрый вечер“ при доме культуры „Колос“. Да еще как поет! Она и мне спела. Одну из своих любимых песен: Вальс фронтовой медсестры».
«Легкий школьный вальс тоже был у нас...
У него судьба была такая...
Помню, как сейчас, наш 10 класс
Закружила вьюга фронтовая»...
Конечно же, моя героиня любит свою семью. У Тамары Васильевны есть сын Андрей, внучка Анечка, правнук Петруша и родной человек «бабайка», муж Наиль Саидович, с которым душа в душу почти полвека. О каждом из них отзывается исключительно с теплотой.
Участница Всероссийской акции «Моё детство — война», дважды победительница городского конкурса «Супер — бабушка», активная, деятельная с невероятным источником энергии, она не раз была отмечена Благодарственными письмами за подписью разных глав района. О широте ее души говорят многочисленные благодарности и фотографии с концертов. Бережно хранит каждое письмо и фото. А вот детских карточек у Томочки Савиной нет. Ни одной, к сожалению. Война...
Что же касается любимых праздников, то признается, что, «конечно же, это День Победы», на котором она каждый год исполняет свои любимые патриотические песни «со слезами на глазах»...
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев