Журналист «Новой Камы» освоил профессию микробиолога
Микробиолог исследует микроорганизмы, и в первую очередь – те, которые могут вызывать инфекционные заболевания у людей.
В рамках нашего проекта «Журналист меняет профессию» я побывала в Елабужском филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)», где осваивала профессию биолога бактериологической лаборатории.
До недавнего времени, я понятия не имела, кто такой микробиолог и чем он занимается, хотя отдаленное представление было. Благодаря нашему проекту, который позволяет нам окунуться в совершенно разные сферы деятельности, я узнала, что микробиолог исследует микроорганизмы, и в первую очередь – те, которые могут вызывать инфекционные заболевания у людей.
При входе нас встретила заведующая бактериологической лабораторией Мария Викторовна Самоныкина, благодаря которой мы побывали в святая святых Елабужского филиала Центра гигиены и эпидемиологии – бактериологической лаборатории. Началась наша экскурсия в так называемой «чистой зоне» – в помещении приготовления питательных сред. Комната небольшая, но очень функциональная.
– Здесь мы взвешиваем и готовим питательные среды для микроорганизмов, которые в дальнейшем будут исследоваться. Они могут быть как жидкими, так и плотными, то есть агаризованными. Все субстраты, на которых выращивают микроорганизмы, хранятся в холодильнике при определенной температуре, они разные по цвету и их составу – для каждого микроорганизма – свой. Это не просто цвета, а ингредиенты, которые любят наши микроорганизмы. Их очень много. И чтобы изучить все, должны пройти годы, – рассказала Мария Самоныкина.
Далее нам показали моечную, где установлена трехсекционная раковина. Первая секция рассчитана для замачивания, вторая – для мытья и третья – ополаскивания лабораторной посуды, для которой используется только дистиллированная вода. Чистота посуды проверяется внутрилабораторным контролем. Мы осмотрели стерилизационную комнату, где находится автоклав. Еще одно новое для меня слово. Но Мария Викторовна все доходчиво объяснила, что это сосуд, работающий под давлением и для работы на нем необходимо пройти специальное обучение и получить допуск. Ежегодно мы проходим переаттестацию для работы с этим оборудованием, – пояснила Мария Самоныкина.
К слову, автоклав – предназначен для стерилизации лабораторной посуды или медицинского инструментария, а также для стерилизации питательных сред.
Следующим нашим пунктом была так называемая, «заразная зона», пожалуй, самое интересное место во всей лаборатории. Чтобы туда попасть, нужно снять чистый халат, надеть другой (специальный для этой зоны). Нам же выдали одноразовую спецодежду – халат, шапочку, перчатки и бахилы.
Мы проследовали в комнату для исследования кишечной группы инфекций. Одно из них Мария Викторовна наглядно продемонстрировала – чашки Петри с ростом микроорганизмов предположительно похожие на бактерии рода сальмонелла. Думаю, многие знают, что это за микроорганизм, но все же поясню. Сальмонелла – род неспороносных бактерий, имеющих форму палочек, вызывает такое серьезное заболевание, как сальмонеллез – острую кишечную инфекцию.
– Вот смотрите, я отсеяла эти микроорганизмы, но это лишь подозрение на сальмонеллу, в дальнейшем будем работать с ней. Вообще работа с любым микроорганизмом долгий процесс, сальмонелла очень капризная бактерия, которую нужно сначала подкормить, расшевелить, потом посеять в другую питательную среду. Далее – различные тесты, биохимия, микроскопия и много чего еще. Так что процесс этот хотя и интересный, но не быстрый. Интересно наблюдать, когда микроорганизм растет, изучаешь его ежедневно. Ну это я уже на профессиональном языке говорю, – поясняет заведующая бак-лабораторией.
Я слушала ее и поражалась – с какой любовью и воодушевлением Мария Викторовна говорила о своей работе, делилась знаниями в области микробиологии – настолько она знает свою профессию до мелочей, изнутри.
Она так же показала нам помещение для санитарно-биологических исследований, помещение для проведения исследований на капельную группу инфекций, бокс для посева материала на стерильность, ламинарный бокс, комнату паразитологических исследований. Но практику я проходила в комнате фильтрации воды. Сначала Мария Викторовна сама наглядно продемонстрировала весь процесс, а уже затем доверила это дело мне. Я попробовала профильтровать воду на предмет обнаружения бактерий группы кишечной палочки и для обнаружения общего микробного числа в воде. Сложно, но интересно. Понятное дело, у Марии Викторовны все это происходило на автомате, но и меня она похвалила за то, что я все быстро запомнила и повторила за ней (этот процесс вы можете посмотреть на видео). Каковы мои результаты фильтрации воды мне пока неизвестно. Но Мария Викторовна показала нам, как выглядит фильтр, через который пропускали воду, зараженную кишечной палочкой. Зрелище, скажу вам, не из приятных.
Поначалу мне были не совсем понятны такие термины, как «питательная среда» и «микроорганизмы», и у меня невольно закралась мысль – нужно было лучше изучать биологию в школе. Наверное, и я бы полюбила эту профессию так, как любит ее Мария Викторовна, но не всем же быть биологами! Кто-то должен и освещать их работу.
В 1994 году Мария Самоныкина окончила Елабужское медицинское училище. Родился первый сын. Через два года ей предложили место в бактериологической лаборатории при инфекционном отделении Елабужской ЦРБ. Работала фельдшером-лаборантом.
– Когда мои сыновья выросли, а их у меня трое, я подумала: «А почему бы мне не поступить в институт?». И поступила в Удмуртский Государственный университет в Ижевске. Мне тогда уже было 39 лет. Четыре года училась в бакалавриате, и еще два года – в магистратуре. Мне очень нравится моя работа! – признается Мария Викторовна.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев