Новая Кама

В школах Татарстана узаконят детский труд

Возможно, уже в будущем году в школьном расписании появится такой предмет, как общественно-полезный труд: дети будут «учиться» работать на пришкольном участке, убирать классы и выполнять сельскохозяйственные работы. Насколько школы республики готовы к этому новшеству, узнавала журналист портала sntat.ru Елена Мельник.

Мыть иль не мыть? Вот в чем вопрос
Выступая на расширенном заседании Комитета по науке, образованию и культуре в Совете Федерации, министр образования и науки России Ольга Васильева, поделилась с сенаторами намерением вернуть в школы «хорошо забытое старое» - общественно-полезный труд, чтобы он стал своеобразным воспитательным моментом и приучал детей к ответственности с малых лет.
- Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, уборку школьных помещений, - конкретизировала она.
В Совете Федераций РФ и в парламенте Татарстана идею полностью поддержали.
- Конечно, это очень полезная инициатива, - считает председатель комитета по социальной политике Госсовета республики Светлана Захарова. - Мы в свое время убирали классы, и никому даже в голову не приходило отказываться. А сейчас даже многие старшеклассники не имеют элементарных трудовых навыков. Дети будут меньше сорить, если сами за собой уберут. Дома же они не позволяют себе ни бумаги на пол кидать, ни плеваться. И я не считаю, что уборка класса и работа на пришкольном участке - это какая-то эксплуатация детского труда. Это и воспитание, это и физическая нагрузка, которой нашим детям часто не хватает. Конечно, такой труд не должен быть тяжелым и отвлекать от учебы. В наше время, например, это было дежурство по классу раз в месяц. Это занимало 15 минут.
А вот у некоторых родителей татарстанских школьников - другое мнение на этот счет.
По словам координатора проекта «Поборы в школах и детсадах» Екатерины Матвеевой, на телефон «горячей линии», которую она проводила в начале октября, ежедневно поступало до 10 жалоб из разных районов и городов республики на то, что детей в школах принуждают убираться в классах, хотя в школе есть уборщица. У Екатерины Матвеевой дети учатся в 7 и 8 классе казанской гимназии № 90, но маме пришлось написать письменное заявление, чтобы освободить детей от мытья полов в классе.
- У нас многие родители отказались, - рассказывает она. - И не потому что мы боимся, что наши дети перетрудятся. Мы считаем, что используя их бесплатный труд, администрация школы экономит на зарплате уборщицам. Например, в нашей школе 13,5 ставок уборщиц, я узнавала. В их обязанности тоже входит уборка классов, мытье парт, окон и так далее. Но, получается, они не выполняют свои обязанности, а сваливают свою работу на детей. Нам на «горячую линию» звонили люди и рассказывали, что в их школе такой порядок: если родители не хотят, чтобы дети убирались в классах и на пришкольных участках, они должны скинуться на зарплату уборщице. То же самое и по сельскохозяйственному труду на так называемых летних отработках. У нас есть факты, когда школы продают на ярмарках выращенный на пришкольных участках урожай и получает за это деньги, которые не перечисляются на внебюджетный счет школы, а уходят неизвестно куда. По закону, летняя трудовая практика детей должна оплачиваться за счет Центра занятости, но многие школы почему-то не заключают договоры и пользуются бесплатным детским трудом.
Все материалы, собранные по жалобам, поступившим на «горячую линию», были отправлены в прокуратуру Татарстана, и сейчас идет поверка.
Как мама школьников, Екатерина Матвеева совсем не против, чтобы ее дети приобретали в школе навыки какого-то ручного труда, которые бы им пригодились в жизни: например, мальчики изучали бы плотницкое дело, или учились ремонтировать краны и так далее, а девочки бы пробовали себя в кулинарии и швейном деле, а мыть полы детей могут научить и в семье.
Не полотер, а волонтер
- Мы пока руководствуемся статьей 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где конкретно сказано, что привлечение обучающихся к общественному труду без их согласия и согласия родителей запрещается, - прокомментировала ситуацию директор гимназии № 90 Гульсина Закирзянова. - Но если есть такое согласие, то можно привлекать несовершеннолетних к разрешенным видам работ с соблюдением всех санитарных норм и норм охраны труда. Я рассматриваю это как волонтерство. Почему бы и нет? Традиционно дети всегда привлекались к дежурству по классу, по школе, по столовой, на субботники. Это не такой тяжелый труд. Нужно обращать внимание детей на то, что чистота и порядок в школе, это не только усилия взрослых - учителей и технического персонала, а что это общая наша задача. И пока у нас это, я считаю, получается. Потому что, когда мы ставим такой вопрос перед родителями, большинство с нами соглашается, говорят, что сами в детстве убирались в классе. Детям тоже очень нравится. Что касается технического персонала, то у нас школа большая, и есть очень много помещений, которые должны убираться в течение дня по нескольку раз. Это рекреация, это туалеты, это лестничные пролеты, актовый и спортивные залы, столовая, а также кабинеты химии и физики. Технический персонал так же привлекается к генеральной уборке, во время которой применяются различные чистящие средства, и моют окна. Детям выполнять эти виды работ категорически запрещено. То есть технический персонал в силу своих должностных обязанностей выбирают тот объем работ, который обозначается школой.
В министерстве образования и науки Татарстана корреспонденту sntat.ru подтвердили, что в штатном расписании каждой школы предусмотрены ставки уборщика служебных помещений из расчета полставки на каждые 250 квадратных метров.
- Но при расчете количества убираемой площади не учитывается площадь классных кабинетов учащихся VI-XII классов, а также иная площадь, которую убирают сами учащиеся этих классов, - добавляет начальник Управления общего образования минобрнауки Татарстана Тамара Федорова. - В законе «Об образовании в Российской Федерации» записано, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является воспитание трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде. Таким образом, общественно-полезный труд учащихся является составной частью учебно-воспитательного процесса и всестороннего развития школьников, и организуется на основании устава, внутренних локальных актов и учебных программ. С этими документами администрация учебного заведения обязана ознакомить родителей или законных представителей при приеме ребенка в общеобразовательную организацию для обучения.
От гербария до альпинария
Директор Наласинской сельской школы Арского района Дилюс Мустафин рассказал корреспонденту портала sntat.ru, что ни один из его учеников не отказывается ни от уборки классов, ни от работ на школьном огороде, где выращивают богатый урожай овощей.

Реклама

- Сельские дети, в отличие от городских, с малых лет приучены к труду, - рассуждает он. - У нас все ребята отрабатывают по две недели каждое лето, начиная с пятого класса. Копают, сажают, поливают, от сорняков чистят - это не тяжело, и вполне детям по силам. Они, конечно и дома, на приусадебном участке такую же работы выполняют, но на практику с удовольствием ходят. Наверное, потому что в коллективе со сверстниками работать веселее, соревновательный дух просыпается. Урожай идет, в основном, в школьную столовую. Часть продаем на ярмарках, а деньги идут в фонд школы.

Практикуется в Наласинской школе и уборка учебных кабинетов, начиная с 7 класса. По словам Делюса Мустафина, и тут все родители только «за».
- Детей обязательно надо приучать к труду и мотивировать, - считает Фанил Габдрахманов, председатель регионально общественной организации «Межрегиональная ассоциация охраны труда», член рабочей группы общественного совета при минобрнауки Татарстана по организации общественного контроля. - Без труда, как говорится, не вытащишь и рыбку из пруда. Но каждый труд должен быть безопасным, а особенно труд несовершеннолетних. Сейчас подростки во время летних каникул работают в сельхозбригадах, со сложной техникой. И тут за ними должен быть глаз да глаз! Прежде чем привлекать детей к общественно-полезным работам, педагоги и работодатели должны научить школьников и их родителей технике безопасности.
Как сообщили порталу sntat.ru в министерстве образования и науки Татарстана, сельскохозяйственным трудом занимаются более 200 тысяч школьников на 880 учебно-опытных участках образовательных учреждений республики общей площадью более 1080 га.
- На учебно-опытных участках наряду с традиционными классическими отделами - плодово-ягодный сад, дендрарий, питомник, теплица и другими, успешно развивается экологический отдел - создаются рокарии, альпинарии и так далее, - добавляет Тамара Федорова.- Учебно-опытные участки способствуют реализации программ как учебного, так и дополнительного предпрофильного и профильного образования по растениеводству и животноводству, биологии, экологии и сохранению коллекционного фонда растений региона. За прошедший год на этих участках было поставлено 1373 плановых опытов и 33 - по заказу ВУЗов.
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: