Новая Кама

В Елабугу приехал ретро-автомобиль, перевозивший заключенных в годы репрессий

Автомобиль ГАЗ М-1 или «Черный ворон» в числе других красовался сегодня на площади Ленина.

«Черный ворон» - автомобиль, предназначенный для перевозки заключенных и арестованных. Иными словами «автозак». Особенное значение словосочетание «Черный ворон» или «воронок» получило в конце 30-х годов, во время массовых сталинских репрессий. Черный автомобиль ГАЗ М-1 («эмка») буквально нагонял на людей ужас. ГАЗ М-1 был разработан и запущен в серию в 1936 и в этом же году был закуплен для нужд НКВД.

Понятие «Черный ворон» использовалось и раньше, но особо мрачную репутацию «Черный ворон», приобрел в 1937 году, во время массовых арестов в Москве и Ленинграде. Об этих зловещих машинах складывали самые разные мифы, среди которых было утверждение, что «автозаки» маскируют под хлебовозки.

До «эмки» в качестве «автозаков» использовались ГАЗ АА и ЗИС-5.

В немецкую оккупацию «Черными воронами» или «душегубками» называли автомобили, предназначенные для удушения людей. Очевидцы утверждали, что в кузовы «душегубок» сажали людей, а выгружали их оттуда уже мертвыми.

Реклама

Кстати, ГАЗ М-1 был первым отечественным автомобилем, где был прикуриватель. Раньше это называлось «закуриватель».

Легковой автомобиль ГАЗ М-1 был создан на базе одной из моделей автомобиля Форд 1933 года - Ford-V8-40. Внешне «Эмка» отличалась облицовкой и колесами, внутри вместо мотора V8, как у Форда, стоял двигатель ГАЗ-М, копия мотора от Ford-BB. Буква М в индексе модели возникла от того, что завод стал носить имя министра иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова, а 1 - это порядковый номер модели.

Производство М-1 было в основном свернуто в 1941 году, но сборка из запаса деталей продолжалась еще долгое время. На 20 июня 1941 года в Красной Армии было 10500 «Эмок». Всего было выпущено порядка 62888 автомобилей. «Эмка» была основным командирским автомобилем в 1941-1942 годах, после чего её сменили в этой роли Ford GP, GPW, Willys MA и MB.

В 1936-46 гг. ГАЗ-М-1 был основным советским таксомотором. К примеру, в таксопарки Ленинграда первые 20 машин этой марки поступили уже в первом квартале 1936 г. На сентябрь 1939 г. в Минске насчитывалось 20 такси ГАЗ-М-1, в Ленинграде - 465, в Москве - 2740. Последние таксомоторы ГАЗ-М-1 были выведены из эксплуатации в 1946-47 гг.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: