Новая Кама

В Елабуге прошла "Ночь искусств"

«Ночь искусств», которая прошла в Елабужском государственном музее-заповеднике 3 ноября, оказалась не совсем такой, какой её задумывали.

Из-за объявленного в стране траура развлекательная часть в программах была исключена.
Особенно сказалось это в Доме-музее И.И.Шишкина, где вместо интерактивной программы «Сказки Вани Шишкина» посетителей ожидала только экскурсия по залам родового гнезда художника. Правда, была она всё же необычной: в гостиной, кабинете, столовой и других комнатах гостей встречали словно ожившие хозяева и другие обитатели дома, которые рассказывали, как они жили здесь полтора века назад и как зарождался талант великого русского художника.
Выйдя из Дома-музея И.И.Шишкина, многие непременно заглядывали в соседнее здание, где находится Музей-мастерская декоративно-прикладного искусства. В этот поздний вечер здесь собрались и давали мастер-классы все мастера ДПИ Елабужского государственного музея-заповедника.
Елена Годкова обучала желающих цветоделию. Основным материалом для изделий служили не ткань или бумага, а… стружки. Да, да, обычные тонкие деревянные стружки, которые выходят из-под ручного рубанка. Лепестки для цветов из такого тончайшего дерева можно вырезать любой формы. Стебельком служат тоненькие прутики ивы. А кружочки, нарезанные из более крупных прутиков, крепятся в центр цветов, которые в итоге смотрятся очень симпатично.
Цветочные мотивы преобладали и на мастер-классе Ирины Павленко. Только здесь изготовляли из керамопласта декоративные подвески и серёжки, которые раскрашивали затем акриловыми красками.
Фахия Нечипорук предлагала сделать композицию из бересты, с которой она работает уже давно. Научилась расслаивать её настолько тонко, что она делается как бумага. Благодаря этому становится возможным с помощью предназначенных для бумаги фигурных дыроколов вырезать из бересты маленькие кружевные цветочки, бабочек, стрекоз, листочки. Всё это используется потом при создании оригинальных изящных композиций на сувенирных магнитах с основой из лёгких овальных пластин берёзы или осины.
У Надежды Рохлиной юные мастера тоже изготовляли магниты на дереве. Только они расписывали их красками с понравившихся образцов. Кто-то выбирал в качестве изображения ночное окно, кто-то - дневное с киской, а кому-то были больше по нраву румяные яблоки.
Были в ту «ночь искусств» в Музее-мастерской ДПИ и красные молодильные яблочки. Их учила делать в технике мокрого валяния Лилия Разетдинова. А рядом Виктория Жук показывала, как из разноцветных шерстяных нитей можно изготовить забавную птичку.
У Гульсум Батровой в этот момент прилив посетителей завершился и, сидя в окружении коллекции кукол, она смогла более обстоятельно рассказать о своей работе.
- Кукол я привожу из разных городов, - сообщила мастер. - Побывала в Турции на большом международном фестивале, где собрались кукольники со всего мира. Вот кукла, сделанная африканской мастерицей, она мне её подарила. Есть турчанки, казачка, удмуртские, пермские куклы, вятская кубышка, соль-илецкий домовёнок... Это говорит о том, что куклы «живут» везде. Я делаю кукол-обережек, даю по ним мастер-классы, создаю из них композиции. Например, с бабой-берегиней. У неё есть сундук, самовар, она - богатая и гостеприимная. В руках у неё поднос, где будут лежать хлеб-соль или чак-чак. Другая моя композиция называется «Семь я», в ней собраны вместе мама с детьми. Такую композицию я увозила в Турцию и у меня её сразу же купила местная учительница. По-видимому, тема ей оказалась близка, потому что она сама занимается с детьми.
Новое направление в моей работе - живопись шерстью. Поскольку я умею рисовать, вышивать, изготавливать батики, то и этой новой технике, которая показалась мне очень интересной, научилась быстро. Теперь сама даю мастер-классы.
Но пока основное моё направление - это куклы. Я их люблю и они меня, наверное, тоже, раз не отпускают от себя.
В Выставочном зале в это время тоже проходил мастер-класс по квиллингу. Вела его не музейная, а самостоятельная рукодельница Наталья Иващенко. Она не уставала повторять, что искусством квиллинга в Западной Европе владели даже королевские особы. И детишки, включая мальчиков подростков, с интересом приступали к освоению новой для себя техники. Правда, главная черновая работа - накручивание бумаги - была уже сделана, и им оставалось только создавать собственные композиции, выбирая подходящие по форме и цвету модули.
Всем, побывавшим в «ночь искусств» в Выставочном зале, предоставилась возможность посмотреть только что открывшуюся выставку, оценив красоту и самобытность каслинского литья. Ну а те, кто пришли сюда к 19 часам, смогли познакомиться с жизнью и творчеством известного в Татарстане художника, скульптора и целителя ныне уже покойного Ильдара Ханова. Вечер его памяти вела искусствовед Елабужского государственного музея-заповедника Елена Паршикова. Давно и хорошо знавшая И.Ханова, она с большим теплом говорила о нём, о его живописных и скульптурных работах, о строительстве Вселенского храма, которым он занимался в последний период своей жизни.
Основная часть монументальных скульптур мастера была установлена в тогда ещё молодом городе автомобилестроителей Набережных Челнах. Являясь его жительницей, Елена Паршикова поведала немало интересных подробностей о том, как создавался памятник «Родина-мать», композиции бульвара Энтузиастов - «Древо жизни», «Пробуждение», «Эволюция», «Ангел-хранитель». Рассказывая о живописных полотнах Ильдара Ханова, она сделала акцент на эсхатологической направленности его произведений.
На вечере также говорилось о его целительской деятельности и занятиях йогой. Штрихи к портрету Ильдара Ханова добавил заключительный фильм, снятый на его похоронах, где во время гражданской панихиды выступали многие известные люди Татарстана. Среди них директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева, которая, в частности, затронула вопрос о последнем, главном в жизни Ильдара Ханова сооружении.
- Я считаю, - сказала она, - что его не всегда правильно называют храмом. Это, вообще-то, скульптура большого мастера. Это его завет всем нам, что можно жить без вражды. Это - произведение искусства и оно должно оцениваться совершенно по другим меркам, не исходя из каких-то религиозных чувств.
Вполне вероятно, что именно такая оценка поможет в дальнейшем правильно распорядиться творческим наследием Ильдара Ханова.
Источник: http://www.elabuga.com

Реклама

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: