В Елабуге прошел День памяти жертв политических репрессий
30 октября – дата, которая вошла в нашу жизнь как день памяти жертв политических репрессий.
В этот день по всей стране вспоминают миллионы людей, которые были подвергнуты репрессиям, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку.
Пик репрессий пришелся на 1937-1938 годы, когда, по официальным данным, по политическим обвинениям было арестовано более 1,5 миллиона человек, около 700 тысяч – расстреляны. В повседневную жизнь советских людей вошло понятие «враг народа». Только в нашем районе политическим репрессиям подверглись около 600 человек, они испытали весь ужас и трагизм незаконных обвинений, многие из них погибли в тюрьмах и лагерях. С каждым годом их становится все меньше, только в этом году из жизни ушло еще 13 человек.
Уже 9-й год жертв политических репрессий в Елабуге вспоминают в особом месте – на мемориальном комплексе, посвященном этой дате. Он был построен благодаря инициативе председателя Совета елабужского отделения союза жертв политических репрессий Шамсии Мингалимовой. Подобный комплекс – единственный в стране. Вот и на этот раз, в пасмурный и холодный вторник, здесь собрались те, кто имеет к этой дате прямое или косвенное отношение.
– У нас есть возможность прийти сюда, поклониться, провести уроки, классные часы, изучить историю тех страшных дней. Сейчас мы живем в другое время, когда существует свобода слова. Тогда же нельзя было даже думать о некоторых вещах, говорить о них в слух, а тем более что-то предпринимать. Всем нам я желаю мирного неба, здоровья и благополучия, – обратилась к участникам мероприятия заместитель руководителя райисполкома по социальным вопросам Людмила Рыбакова.
Сейчас в нашем районе проживает 56 человек, чьи судьбы напрямую связаны с трагическими событиями прошлого.
– Самих репрессированных в живых уже нет, есть трое приравненных к ним – это дети расстрелянных. Моим поколением прожито многое – революция, раскулачивание, репрессии, война и послевоенные годы, развал СССР, 90-е годы. Трудности были всегда, есть они и сегодня, но ничто не сравнится с жизнью с клеймом «член семьи врага народа». Меня поймут только те, кто сам пережил это, – со горечью в голосе и подступающими слезами сказала Шамсия Мингалимова.
Вот уже 20 лет она руководит елабужским отделением Союза жертв политических репрессий, основная цель которого восстановление доброго имени пострадавших от них. Как никто другой она чувствует боль этих людей, понимает боль трагической судьбы.
– Мне не было еще 12-ти лет, когда я осталась круглой сиротой. Шла война. Меня строго предупредили не активничать, не лезть в политику, говорили, если веришь в Бога, молчи. Тогда я не понимала всего, но боялась. Повзрослев я осознала, что это такое, и мне стало очень страшно жить. В таком страхе жили миллионы ни в чем не виновных людей, – рассказала Шамсия Мингалимова.
О тяжелых кровавых страницах нашей истории сейчас нам напоминают сотни архивных дел, памятники, люди – свидетели тех событий и письма. Вот одно из них:
«Когда арестовали отца в ночь с 20 на 21 августа 1937 года настали дни недоуменного молчания и страха. Каждую ночь увозили кого-либо из соседей. Двор опустел, никакой ребятни, в дом к нам перестали ходить. Ни мама, ни мы с братом не верили в виновность отца. Нам стало совсем не на что жить. В ночь с 26 на 27 января арестовали маму. При аресте сказали, что брать с собой ничего не нужно, так что в тюрьме она оказалась в одном легком платье, а в лагере ходила совсем босая. Добрые люди поделились с ней своей одеждой. Еле живая она шла по этапу. В течение двух лет она не знала, где ее дети, что с ними. Меня с братом отправили в детский дом».
Эти письма читали студенты Елабужского колледжа культуры и искусств. Постановка в их исполнении, через которую ребята постарались передать хотя бы толику того, что выпало на долю репрессированных, затронула каждое сердце.
Флора Ким приходит на мемориальный комплекс 30 октября каждый год. На глазах – слезы.
– Мама у меня родилась во Владивостоке в 1917-м году, отец в 1918-м, мама родилась в бухте Диомида, отец – в Хасанском районе. Их репрессировали в Казахстан, оттуда нам разрешили выехать только в 47-м году, мне тогда было полгода. Сестра была постарше. Уехали мы в Дагестан. Там были люди всех национальностей, все были очень дружные. Я прожила там до 10-ти лет, потом мы переехали ближе к Ставрополю, в 27 лет я переехала сюда, в Татарстан, – делится Флора Ким.
Минутой молчания почтили тех, кто не дожил до сегодняшнего дня. Возложили цветы в память о жертвах политических репрессий.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
В редакцию газеты "Новая Кама" срочно требуется главный бухгалтер и помощник бухгалтера. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11
Нет комментариев