Новая Кама

В Елабуге побывала делегация педагогов из Чехии

Группа преподавателей кафедры психологии и педагогики Западночешского университета города Пльзень решила ознакомиться с системой инклюзивного образования России. И наш город стал одной из точек для обмена опытом.

По словам членов делегации, у них в Чехии с 2016 года вся система среднего образования перешла на инклюзивное обучение: педагоги прошли переобучение, а в школах организована деятельность волонтерских отрядов – так называемых тьюторов в помощь педагогам (тьютор – специалист в области образования, сопровождающий дошкольника, школьника или студента на пути индивидуального развития. Как правило, повышенным спросом тьюторство пользуется в учреждениях, где обучаются дети с особыми потребностями. – Прим. ред.). Чтобы сделать процесс перехода на инклюзивное обучение более эффективным, было решено изучить опыт других стран. В нашем городе делегация посетила реабилитационный центр «Астра», центр психологической поддержки «Шанс» и общественную организацию для детей и подростков с ограниченными возможностями «Планета добра». Педагоги из Чехии также встретились с преподавателями Елабужского института КФУ. По мнению Ольги Шатуновой, заведующей кафедрой педагогики Елабужского института КФУ, для того, чтобы процесс инклюзивного образования был слаженным, необходимо соблюдение ряда условий.
– Я считаю, что это очень сложно, это затормаживает естественный процесс. Но если подойти к этому с умом, если правильно организовать, привлечь ассистентов, тогда процесс будет слаженным. Потому что детям с особыми потребностями нужно особое внимание, и, чтобы не мешать процессу обучения, учителю нужны помощники. Во всяком случае, в средней школе. У нас в институте тоже есть студенты с особыми потребностями. Но они не испытывают подобного дискомфорта, потому что студенческая среда, в отличие от школьной, более зрелая. У взрослых как-то не принято дразнить, обижать. Наоборот, они стараются помочь таким однокурсникам.
Нам с коллегами нравится ваш комплексный подход к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, - отметила Михаэла Пешкова, заведующая кафедрой русского языка педагогического факультета Западночешского университета г. Пльзень.  
– Многие специалисты работают именно вместе, сообща. Однако инклюзивное образование у вас, можно сказать, в зачаточном состоянии. Ваши педагоги больше занимаются с такими детьми в специализированных учреждениях. У нас чуть-чуть другой путь. Мы стараемся интегрировать всех детей в одном классе, чтобы «особые» дети учились в общем потоке. Мы эту систему внедряем с детского сада до вуза. Я считаю, что инклюзивное образование – это плюс, это нужно в первую очередь не «особенным», а обычным детям, потому что делает их лучше, добрее, воспитывает толерантность.
Как рассказал корреспонденту НК Йозеф Словик, ассистент профессора кафедры педагогики Западночешского университета г. Пльзень, в теории эта система работает в Чехии с 94-го года, с момента их присоединения к Евросоюзу. Но на практике школы и детские сады перешли на инклюзивное образование с 2016 года.  
– У нас развит институт ассистентов педагогов. Их готовят в вузах на курсах «Специальная педагогика» – например, наш вуз. Есть, конечно, регионы, где тьюторов не хватает. Родителей в качестве тьюторов мы не рекомендуем.
По мнению психологов, это не особенно хорошо. На эту роль нужен посторонний, специально подготовленный человек.
В Елабуге, по словам специалиста Управления образования Резеды Яруллиной, для инклюзивного образования созданы условия только в школе №2 (пандусы, подъемники, специально оборудованная туалетная комната) и частично в школе №3. Всего в этих школах обучаются около 20 «особенных» детей.

Реклама


– Эти школы у нас являются базовыми площадками для обучения детей с ограниченными возможностями. Там наши педагоги прошли специальное переобучение. А вообще, дети с ограниченными возможностями здоровья у нас учатся и в других, обычных школах. Правда, в этом случае речь идет о легких ограничениях здоровья – например, проблемах со зрением или легкой форме ДЦП, когда двигательные нарушения мало заметы. Если же ребенок совсем «тяжелый», лежачий, тогда он получает образование на дому – на сегодня это 42 учащихся. Если же затронут интеллект, то детей направляют в коррекционную школу №7.
По мнению мамы «солнечного» ребенка Елены Казаковой, чей сын Саша недавно окончил школу №7, инклюзивное образование – это, скорее, плюс.
– Общение, которое они получают в школе, дает положительный толчок для развития ребенка. Мой сын именно благодаря школе раскрылся, стал выступать, ездить с концертами по деревням. А если бы мы сидели дома, никакого развития и не было бы.  

 

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: