Новая Кама

На Елабужском городище нашли золотую подвеску ХIХ века

В Елабуге завершились раскопки на территории Елабужского городища.

Работы велись на 7-м и 8-м раскопе. В ходе археологической экспедиции было получено много интересных материалов, более разнообразные дал 7-й раскоп. Это более 2-х тысяч фрагментов керамики, относящихся к Ананьинской, Именьковской, болгарской культурам, а также русской эпохе ХVII-ХVIII веков. Многие артефакты являются датирующими и подтверждают 1000-летний возраст Елабуги.

Среди интересных находок на 8-м раскопе можно выделить бронзовую печать ХVII века.

На одной стороне печати изображена библейская сцена, где царь Соломон судит младенца и двух женщин, претендующих на роль его матери. Перед Соломоном - две женщины на коленях. Воин в левой руке держит ребенка вниз головой, а на правой - меч. По известной притче, когда женщины пришли к Соломону, он потребовал принести ему меч и выказал намерение разрубить младенца на две половины, а затем отдать их женщинам. Одна из них согласилась с таким решением, а вторая воскликнула: «Не убивайте, но отдайте ребенка ей». По этим словам Соломон и понял, кто является настоящей матерью ребенка.

- Но самое интересное для нас - это обратная сторона печати, - говорит руководитель елабужской археологической экспедиции Альберт Нигамаев. - Здесь старорусским письмом было написано: «Печать чашника монаха Германа».

По словам археологов, они долго не могли понять значение слова «чашник». Для этого обратились к специалистам ЕИ КФУ, вместе посмотрели значение слова в словаре Даля. Как оказалось, чашник - это должность при монастыре. Он отвечает за монастырский погреб, где хранилось вино. Не каждый монах имел собственную печать: если человеку доверяли ставить ее, то он был достойным мужем своего времени, делятся археологи. Эту находку обнаружили нашли среди самодельных кирпичей. Качество таких сырсовых кирпичей было плохое, считают археологи. Глину добывали с устья реки Тойма. Из этих кирпичей монахи выкладывали гончарную печь, которая функционировала во второй половине 17-го, в первой половине 18-го веков. В том, что эта конструкция принадлежит монастырскому периоду, археологи уже не сомневаются. Здесь монахи обжигали керамику. Очень интересная конструктивная особенность этого раскопа - монахи использовали естественный продув печи, выкладывали ее таким образом, чтобы кислород попадал естественным путем, к примеру, с поверхности Камы. По словам Альберта Нигамаева, монастырь жил отдельным миром. Монахи сеяли, пахали землю. Отсюда и до Танайских лесов был сосновый лес, который они рубили, а также обжигали керамику и часть ее продавали местному населению. Эти 25-30 человек были самодостаточной организацией, ничего не покупали, все изготавливали своими руками, жили натуральным хозяйством. Отметим, таких конструкций, отдельно стоящих от белокаменных сооружений, где располагались церкви, за последние 10-15 лет нашли три.

Реклама

Еще одна находка, найденная на этом же месте - золотая подвеска. С точки зрения археологии она достаточно поздняя, относится к середине ХIХ в.

Эта подвеска ручной работы весит почти 12 г, на ней изображен распятый Спаситель, она сделана из чистейшего золота с очень высокой пробой. Ювелиры оценили металл в 25 тысяч рублей, но культурная значимость изделия неоценима.

Гульназ ГАЙНУЛЛИНА

Фото из архива ЕГМЗ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: