Жертвами мошенников чаще становятся пенсионеры, но даже те, кто считает, что его не проведешь, тоже попадаются на удочку преступников. Вот основные схемы, которые используются:
1) Мошенники по телефону или в СМС-сообщении представляются сотрудниками Банка России или его уполномоченными (адвокатами, судебными исполнителями) и предлагают получить денежную компенсацию за ранее приобретенные товары или оказанные услуги, предварительно оплатив «налог», «госпошлину» или «страховой сертификат». Не исключены и другие варианты. Деньги, как правило, надлежит переводить на счет некоего физического лица. Для убедительности мошенники упоминают в разговоре адрес Банка России (Москва, ул. Неглинная, 12), указанный на официальном сайте.
2) Позвонивший может представиться адвокатом и даже назвать фамилию из официального списка коллегии адвокатов города или области и тоже предлагает получить компенсацию за что-нибудь. Потенциальным жертвам могут для убедительности направить копии паспорта, служебного удостоверения, судебного решения, исполнительного листа и других документов. На самом деле эти бумаги являются сфальсифицированными.
В этих случаях мошенники прежде всего стараются добиться перечисления им денег по различным основаниям, якобы для того, чтобы «клиент» потом получил обещанную компенсацию. А если гражданин перечислил деньги, ему могут поступать повторные требования оплат по так называемым дополнительным основаниям.
3) По телефону предлагают вложить деньги на «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России». При этом их необходимо перевести на счет некоего «финансового представителя Банка России». Но связаться с этим «представителем» после перевода, естественно, уже не удается.
4) Рассылка СМС-сообщений или звонки о том, что банковские карты якобы заблокированы. При этом в СМС в строке «отправитель» отражается номер телефона или текст, который должен указывать на принадлежность к Банку России. Например, может использоваться слово «Centrobank» либо другие слова и словосочетания, которые ассоциируются с Центральным банком. Если получатель сообщения перезванивает по указанному номеру, мошенники, представляясь работниками Банка России, пытаются выяснить у него данные карты, включая PIN-код, либо стараются побудить адресата предпринять некоторые действия с использованием банкомата для вымышленной разблокировки карты.
5) Гражданам обещают выплаты выигрышей, якобы начисленных организациями и фирмами, которые торгуют товарами народного потребления по каталогам. В рекламных буклетах и каталогах подобных фирм указаны названия несуществующих кредитных организаций-партнеров, созвучные с названием Банка России (ОАО «ЦБ», ОАО «БР», «Банк Российский», ЦБР и прочее).
Как не попасться на удочку мошенников?
Все виды социального мошенничества связаны с невнимательностью, доверчивостью или неосведомленностью потерпевших:
- проявляйте бдительность и не реагируйте на сомнительные предложения незнакомых лиц перечислить деньги для получения разного рода призов, выигрышей, компенсаций за ранее приобретенные товары различного назначения, включая медицинские;
- не перечисляйте деньги на предлагаемые счета и номера телефонов, игнорируйте предложения о передаче денег при личной встрече;
- прежде чем принять любое решение, связанное с расходами по предложениям от незнакомых, внимательно обдумайте ситуацию, посоветуйтесь с близкими и родственниками;
- перепроверяйте любую информацию, поступившую от неизвестных людей. Если они выступают от имени учреждения (Банка России, Министерства финансов, прокуратуры, коллегии адвокатов), предварительно позвоните в эту организацию по ее официальным телефонам;
- при получении СМС-сообщения о блокировке банковской карты немедленно свяжитесь с контактным центром коммерческого банка, выпустившего вашу карту. Причем сделайте это по телефонам, указанным на карте, а не в СМС-сообщении. Никому не сообщайте PIN-код карты, даже сотрудникам банка. Подлинные сообщения банка, как правило, направляются адресно и содержат последние цифры карты держателя;
- при малейших подозрениях немедленно обращайтесь в органы полиции;
- по законодательству Центральный банк РФ не осуществляет банковские операции с физическими лицами, то есть не работает с населением как с клиентами. Этот запрет распространяется в том числе на начисление и выплату разного рода компенсаций, выигрышей, прием денежных средств, блокировку банковских карт и иные операции с населением. Кроме того, Банк России не рассылает СМС-сообщения.
Банк России принимает от населения обращения и жалобы на деятельность финансовых организаций, являющихся поднадзорными Банку России как через раздел интернет-приемная на сайте Банка России cbr.ru, так и в письменном виде. Каждый может позвонить в контактный центр Банка России по номеру 8 800 250 40 72 (бесплатный звонок из регионов России).
Нет комментариев