Историк Елабуги рассказал о преступной банде прошлого века
Эта одна из историй из жизни сотрудников милиции в далеких 20-х годах ХХ века, выполнявших свой профессиональный долг в трудный период становления молодой Татарской Советской Республики, оставшаяся в свое время в архиве ВЧК ТАССР, без освещения в средствах массовой информации того периода.
Из доклада уполномоченного (сотрудника) отдела по бандитизму Татарской Чрезвычайной Комиссии Емелева на заседании Коллегии чрезвычайной комиссии от 29 октября 1921 года в присутствии председателя комиссии А.А.Денисова, членов Коллегии: Клочкова, Емельянова и Галиуллина при секретаре Порциг:
«Дело №1385 по обвинению граждан с. Танайка Елабужского кантона АТССР Лидкова, Говоркова, Лютикова, Зарубова, Касильева, братьев Ермостовых в бандитизме и разбое. А гр. К-й и Т-й – в укрывательстве данных бандитов. По данному делу арестованы все перечисленные лица».
Так закончился многолетний кровавый путь вооруженной банды из числа жителей Танайки, терроризировавшей население сел и деревень не только Елабужского кантона, но и ряда волостей Вотской области (Удмуртская Республика) кражами, грабежами и убийствами.
По мере освобождения территории Советской России от интервентов и белогвардейцев повсеместно началась активная работа по призыву мужчин в ряды Красной Армии. Не секрет, что часть населения отказывалась и скрывалась от призыва. В этот период расплодились множество групп дезертиров, сформировав сплоченные вооруженные группировки (банды), которые стали на путь совершения уголовных и политических преступлений.
Борьба с дезертирством и бандитизмом усилилась с принятием Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) РСФСР от 8.04.1920 г. «О комиссиях по борьбе с дезертирством», которое установило, кого необходимо считать дезертиром, и какие меры принять в отношении дезертиров и их родственников. В соответствии с данным Постановлением повсеместно возникли аналогичные комиссии, в том числе и в Елабужском уезде. Комиссия обладала широкими полномочиями и правами.
С лета 1918 года Елабужская уездная комиссия совместно с органами ЧК Казанской губернии начала активную деятельность по искоренению фактов уклонения от призыва в Красную Армию, проводя широкую агитационную работу среди населения, различные рейды и облавы по задержанию лиц, уклонявшихся от призыва в населенных пунктах, а также введя различные карательные меры за укрывательство и пособничество дезертирам.
Одна из таких групп (банд) сформировалась из числа жителей Танайки во главе с Говорковым и Косолаповым.
Говорков в годы Первой мировой войны по поддельной справке о болезни избежал фронта и отсиживался в армейском военном складе в Самаре. На «данном поприще» он вместе с другими нажил немалый капитал на продажах солдатского имущества. Военнообязанный Косолапов также находился далеко от фронта и неплохо пристроился в одной из российских губерний.
В 1919 году, после изгнания белых войск с территории Елабужского уезда, оба появились в родном селе. Когда пришло время мобилизации в ряды Красной Армии, они исчезли вместе с другими жителями, уклонившимися от воинского призыва. В первое время они отсиживались вблизи Танайки, родственники обеспечивали их продуктами питания. Впоследствии, когда они перебирались в леса Вотской области, начались проблемы с хлебом и другими продуктами. Они стали совершать налеты в дальние селения. После ограблений подолгу скрывались, обдумывая новые злодеяния.
В 1920 году в сводках уездной милиции стали появляться сведения о разбоях, совершаемых неизвестными на территории населенных пунктов Елабужского уезда. Предметами преступных посягательств банды становились в основном сельские потребительские общества (магазины, лавки), места хранения материальных ценностей. Впоследствии эти преступления стали совершаться массово и сопровождались уже убийствами жителей уезда, в том числе и служащих местных Советских органов.
Сотрудникам уездной милиции и местного ЧК долгое время не удавалось выйти на след предполагаемых преступников. После совершения преступлений банда уходила в тень и на время не проявляла активности.
Розыск преступников возглавили несколько сотрудников Всетатарской Чрезвычайной Комиссии, прибывшие в Елабугу.
Со временем удалось установить место, где скрывались бандиты. В срочном порядке из числа военнослужащих городской караульной роты и сотрудников милиции был сформирован небольшой отряд для задержания преступников. В ходе передвижения в район операции, в утренних сумерках, отряд был замечен бандитами, которые успели приготовиться к встрече незваных гостей. Внезапные выстрелы разорвали утреннюю тишину лугов. Не ожидавшие такого, увидев несколько убитых людей и лошадей, не нюхавшие пороха красноармейцы рассыпались и убежали, побросав при этом часть оружия. В результате скоротечного боя командир отряда и красноармейцы А.Б.Владимиров, А.С.Гаврилов, Е.Д.Иванов и милиционер А.Перусов были убиты, некоторые получили огнестрельные ранения. 16 сентября 1920 года погибшие с почестями были похоронены в братской могиле на площади Революции (на территории Спасского собора).
После кровавой стычки банда покинула пределы современного Елабужского района и скрылась в лесах Удмуртии.
В этих условиях начался террор в отношении родственников участников банды. Так, решением Уездной комиссии 28 членов семей участников банды были задержаны и помещены в Елабужский исправительный дом (бывшая уездная тюрьма) в качестве заложников, а имущество было конфисковано.
Судя по материалам уголовного дела, никто из числа бандитов добровольно в местные органы Советской власти и милиции не явился. Спустя три месяца все задержанные в количестве 28 человек были освобождены.
В помощь елабужанам в поимке членов вооруженной банды был направлен начальник уголовного розыска Бугульминской кантонной милиции С.К.Набережнов (1888-1960 гг.), член РКП (б) 1917 г., имеющий огромный практический опыт борьбы с бандитизмом в Юго-Восточных кантонах республики. Набережнов лично разработал план ликвидации банды, подобрал надежных сотрудников розыска для проведения операции.
В октябре 1921 года задержанные бандиты предстали перед судом. Говоркову, единственному участнику банды, кто сумел скрыться с места проведения ликвидации, не удалось уйти от ответственности за свои злодеяния. На его задержание были брошены все силы местных органов милиции и ЧК. Вскоре он был арестован на территории Вотской области. Говорков как главарь банды был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в подвале ВТЧК.
Джаудат ГАЛИМОВ, старший научный сотрудник отдела мониторинга объектов культурного наследия ЕГМЗ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев