История одного елабужского дома, которого больше нет
Точное время постройки этого дома неизвестно.
Эта история, скажем так, со многими неизвестными. Например, неизвестен автор проекта и его точное местонахождение в Елабуге. Но сохранились сведения, что дом этот находился на улице Алексеевская: в советское время она сменила имя и сегодня мы знаем ее как улицу Азина. Если с современным именем улицы все очевидно (дивизия Героя Гражданской войны, красного начдива Владимира Азина 26 мая 1919 года освободила от белых Елабугу), то с прежним именем не все так просто.
Улица Алексеевская появилась в Елабуге в результате утверждения в 1846 году нового городского плана и проложена была по слободке выселившихся из города казенных крестьян. Есть предположение (оно было озвучено в 2017 году Ульяной Разживиной, тогда ученицей 8 «А» класса школы № 8 города Елабуга, на конференции «Их имена составили славу России», проводимой Елабужским государственным музеем-заповедником), что название улицы связано с именем святого преподобного Алексея человека Божия, почитаемого на Руси святого со времен царя Алексея Михайловича. Особо почитали этого святого в Вятской губернии, к которой, напомним, вплоть до 1920 года относилась и Елабуга. Старожилы, кстати, говорили, что когда-то в Елабуге был молельный столб с иконой святого Алексея.
Впрочем, вернемся к дому. Известно, что дом был выстроен недалеко от Тюремной площади (еще некоторое время после знакового для Елабуги 2007 года именно там, где была когда-то Тюремная площадь, находился Комсомольский парк, от которого теперь и следа не осталось). Выстроил дом купец Павел Федорович Гирбасов (1866-1918).
До постройки этого дома-красавца Павел Федорович с семьей жил на Казанской улице, в доме своего брата Алексея Федоровича Гирбасова. Забегая вперед, отметим, что весной 1918 года оба брата в результате красного террора будут расстреляны в Елабуге (могил нет, так как тела были сброшены под лед Тоймы). Несколько странным (это мы про Тюремную площадь) кажется место, выбранное для постройки этого удивительно красивого дома. Дом был отделан разными сортами дерева, на нем можно было увидеть множество богатых декоративных украшений. Наверное, мы и сегодня могли бы любоваться этим домом-красавцем, если бы...
Это «если бы» вкратце представим так: на некоторое время в период Советской власти Елабуга отошла под контроль Набережных Челнов (произошло это в 1928 году), войдя в состав Челнинского кантона.
Дом Гирбасова разобрали и увезли в Челны: хотели там собрать и жить-поживать, да, видно, ума хватило лишь на то, чтобы разобрать. Что ж, ломать, оно, конечно, не строить... В итоге финал дома-красавца печален: из рассказов потомков Гирбасовых и старожилов известно, что бревна бывшего дома соединили между собой, превратив в плот. На плоту этом какое-то время плавали по Каме, а потом и от этого плавсредства ничего не осталось. Вот так погубили самый необычный, оригинальный и очень красивый (как шкатулка) деревянный дом купеческой Елабуги. Кстати, правнук елабужского купца Федора Прохоровича Гирбасова Владимир Петрович Гирбасов (1906-1989) привел в своих воспоминаниях несколько версий происхождения своей фамилии.
«По-видимому, — отмечает Владимир Петрович, — родоначальники Гирбасовы происходили из татар. Ведь и фамилия их произносится там с ударением на „и“ и является та-тарской, с некоторым изменением ее окончания на русский лад — „ов“. Делались разные попытки объяснить происхождение этой фами¬лии. Говорили, что среди предков был какой-то силач, который под¬нимал большие гири и говорил басом, отсюда, мол, название „Гиря-бас“. Один экскурсовод в Суздале или Владимире сказал, что у Чингисхана было три сына — Сабур, Годун и младший Гирбас. И вот от Сабура пошли Сабуровы, от Годуна — род Годуновых, а вот потомство Гирбаса затерялось в безвестности». При этом Владимир Гирбасов тут же подчеркивает, что «в литературных и исторических данных такой сын не упоминается». И вот еще одна версия: «Гирбасовы — древний, знатный татарский род, идущий от Гирей-бас-хана». Кстати, упомянутый выше автор воспоминаний Гирбасов Владимир Петрович рассказал о том, что однажды (это было в 1915 году) встречался с хозяином того дома-шкатулки в Елабуге, что безвозвратно утрачен. Дело было так: «Увидев меня в гимназической форме, он спро¬сил меня (слегка гнусавя): „Ну что, гимназист? Ученый, значит! А арифметику у вас в гимназии учат?“ Я ответил: „Конечно, учат“. „Ну, так скажи мне тогда, что тяжелее: пуд пуха или пуд железа?“ Я, конечно, брякнул, не подумавши, что пуд железа, за что и был подвергнут осмеянию: „Вот так так, а по-нашему, по-неученому, пуд весит и то, и другое“. Меня тогда это очень задело, так что запомнил на всю жизнь».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
В редакцию газеты "Новая Кама" срочно требуется главный бухгалтер и помощник бухгалтера. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11
Нет комментариев