Елабужский археолог поделился интересными фактами
Он рассказал, как руины булгарских городов меняют историю Татарстана.
В Библиотеке Серебряного века Елабужского государственного музея-заповедника состоялась первая лекция проекта «Миллиард.Татар» за пределами Казани. Ее слушателями стали более шестидесяти человек.
Перед собравшимися с лекцией «Истории Закамья глазами археолога» выступил кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Елабужского института КФУ Альберт Нигамаев. Он рассказал о колонизации булгарами Восточного Закамья, об археологических свидетельствах исламизации этой территории в Средние века, и событиях, происходивших там во времена Казанского ханства.
В начале лекции Альберт Зуфарович отметил: в республике исторические исследования с каждым годом становятся все популярнее – все больше специалистов интересуется событиями прошлого, практикуя комплексный подход в их изучении. Используются не только данные археологические находок, но также письменные и фольклорные источники – это особенно актуально для тех, кто занимается средневековьем.
Впрочем, Татарстану повезло – на его территории расположено несколько тысяч археологических памятников, в том числе более двух тысяч относятся к эпохе Волжской Булгарии. Да и письменных источников достаточно много, так что у исследователей имеется широкое поле деятельности.
Булгарский мегаполис
– В последние годы наша археологическая экспедиция, которая состоит из Елабужского и Набережночелнинского отрядов, активно работает в Чистопольском районе. В Елабуге раскопки тоже ведутся, но больше рекогносцировочные, – рассказал Альберт Нигамаев. – Сейчас исследуем руины древнего города около села Старое Ромашкино, которое мы условно называем Толкиш. По меркам своего времени, это был город-миллионник – его территория раз в пятнадцать больше всей нашей средневековой Алабуги с ее могильниками и посадами.
Обычно, когда речь идет про средневековый период истории Чистополя, то он традиционно ассоциируется со знаменитым булгарским городом Джукетау, находившемся на левом берегу Камы. Он был основан примерно в десятом веке и выполнял функции «восточных камских ворот» в Волжскую Булгарию – ведь Кама в средневековье была важнейшим транспортным, торговым и военным путем.
Однако, как отметил Нигамаев, Джукетау смог подняться и стать таким большим и известным поселением только после уничтожения города Толкиш.
– С 2013 года мы каждое лето выезжаем на раскопки останков Толкиша – он уникален тем, что не разрушен более поздними культурными слоями. Когда его жителей убили, а строения разрушили, никто не стал восстанавливать город – немногие выжившие вернулись, только чтобы похоронить погибших – точнее, их даже не стали полноценно закапывать, а просто положили со сложенными по мусульманскому обряду руками, – сообщил Альберт Нигамаев.
Изучение этого археологического комплекса подтолкнуло елабужскую экспедицию еще и к антропологическим исследованиям, чтобы понять, как выглядели обитатели Толкиша, чем питались, как вели хозяйство. Кстати, реконструкция облика жителей города дала интересные результаты: половина населения имела уральское происхождение. То есть смешивание народов – местных и пришлых, началось не во времена Золотой Орды, как считали многие специалисты, а гораздо раньше.
Необычные некрополи
Кроме того, по словам Нигамаева, захоронения Толкиша могут даже стать причиной переписывания учеников по истории булгар: «В археологии принято определять мужской это или женский костяк по положению тела. Например, в XII-XIII веках булгары-мусульмане хоронили мужчин с легким поворотом на правый бок, с правой рукой, вытянутой вдоль корпуса, и левой, слегка согнутой и положенной на таз. А у женщин обе руки обычно были на уровне живота. Так меня учили, и так я более тридцать лет учил студентов. Но в отношении жителей Толкиша это правило не сработало…»
После долгих консультаций с коллегами и изучения иностранных источников елабужские археологи выяснили, что перед ними – останки мусульман другого направления ислама, которое, как считалось, появилось на территории Поволжья гораздо позже – только после прихода Золотой Орды.
– Когда мы в конце 90-х раскопали средневековый некрополь в Елабуге на улице Большая Покровская, то положение скелетов нас тогда тоже удивило – руки у всех были сложены как по христианскому обряду, – поделился воспоминаниями Альберт Зуфарович. – Мы даже с отцом Сергием подискутировали на эту тему: он считал, что это были останки христиан. Но тогда почему они были найдены в домонгольском слое и без гробов? Словом, это тоже оказался мусульманский обряд погребения, но заметно отличающийся от нам привычных.
Для справки
Проект «Миллиард.Татар» был запущен в январе 2021 года и является своего рода «энциклопедией татарской жизни» в России. На его сайте представлена информация об истории татар, видных татарских деятелях, главных брендах Татарстана, а также дискуссионные материалы о будущем татарского народа и об актуальных проблемах.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев