Новая Кама

Елабужский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

Елабужанка рассказала, как жила в годы войны, когда была ребенком

Война и дети – понятия, казалось бы, несовместимые. Едва начав жить, они страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство...

Стала историей Великая Отечественная война, и в этом году исполняется 77 лет со дня ее окончания. За эти годы выросло несколько поколений, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Далеко от линии фронта жила и маленькая Галя Стифатова, но можно ли назвать ее детство счастливым?

«Был голод, очень хотелось кушать…»
Галине Стариковой (Стифатовой) – 85 лет, но свое военное и послевоенное детство она помнит очень хорошо. «Был страшный голод, очень хотелось кушать...», – часто повторяла Галина Васильевна во время нашей беседы. «Дети войны», казалось, взрослели раньше. В семь лет она уже работала. Заработанных денег едва хватало, чтобы купить лекарство больной матери. О полноценной еде, одежде, а тем более игрушках не могло быть и речи. «Найдем какую-нибудь тряпку, набьем ее соломой, перевяжем голову, сделаем шею, глаза нарисуем, рот, нос – вот и была кукла», – говорит моя собеседница.
Галина Васильевна родилась в 1937 году в Набережных Челнах, куда ее мама попала проездом (ехали в Казань к родителям отца) – начались стремительные роды. Недолго жила в Казани, а затем, уже много лет, – в Елабуге. В семье она младшая, у родителей было еще два сына. 
– До трех лет я не разговаривала и не ходила, только ползала. В детстве жили мы на улице Московская. Как сейчас помню: я сижу в детской кроватке. Был праздник Пасхи. Мама принесла мне пасхальное яйцо прямо в кроватку. Это сейчас детей ничем не удивишь, а тогда такие деликатесы были роскошью. А еще такой эпизод у меня перед глазами. Мама купила цыплят. Потом пошла за водой на водокачку, а меня оставила одну дома. Принесла ведро воды, вылила в корыто и отправилась снова. Я, значит, подползаю к корыту и по одному кидаю туда цыплят. Так всех и перетопила, – с улыбкой вспоминает Галина Васильевна. 
Шло время, подрастали дети. Галя пошла в первый класс. Вернулся с фронта отец. Война закончилась.  
– Отец поехал в Чебоксары искать работу. Там и остался. В то время мама уже сильно болела астмой. А какому мужчине нужна больная жена? Отец нас не забрал, в Чебоксарах нашел себе женщину и на ней женился. Мама, прикованная к постели, нас троих поднимала одна. Ну как поднимала – скорее, мы ухаживали за ней. Бывало, утром встанем, кушать нечего. Мама лежит. Спрашиваю ее: «Мама, кушать нечего?» – «Нет, что же я, ребятишки, сделаю?». Голодными уходили в школу. А какая учеба на голодный желудок? Помню, летом возле нашего дома росло много клевера. Мы его рвали и ели. Самым вкусным был сиреневый. Также рвали и ели черные горошины липы, когда она отцветала. Снега раньше были такими же, как нынешней зимой. Надевать нечего. В чем ходили, в том и спали. Не было ни простыней, ни подушек. Помню, раньше при райисполкоме был торговый отдел. Туда присылали шинели и серые валенки с убитых бойцов. Маме достался кусок такой шинели, и она сшила нам из нее обувь. В такой обуви по морозу мы ходили в школу. Еще отдали одну пару валенок. А нас трое детей. Кто первый встал – тот их и надел. А я сама меньше этих валенок! Сейчас у школьников ранцы красивые. А тогда что? Сшила мама мне сумочку на застежке из шинели – вот и портфель. Семнадцать лет мама была прикована к постели и умерла, когда ей было всего 50 лет. Мы с братьями были предоставлены сами себе. Голодные, лишенные материнской ласки, воспитанные улицей, – с горечью вспоминает Галина Старикова.

«Хотелось играть, а надо было работать»
Ввиду тяжелого материального положения Галю взяли на работу в райфинотдел, как только она окончила первый класс. Девочка разносила налоговые квитанции по домам. Платили копейки. Работала она и в летние каникулы. 
– А мне так не хотелось работать! Лето, жара, подружки играть зовут… Как-то побежала с ними в классики играть, а квитанции на скамейке оставила. Вдруг подул ветер, и все бумаги разлетелись! Мы стали собирать их по всей улице. Так они еще и перепутались все, а ведь были сложены по адресам. Позже меня устроили в вечернюю школу, научили печатать на машинке. Работала машинисткой, – говорит Галина Васильевна.

«Война закончилась, но она еще будет»
Отец Галины Стариковой Василий Андреевич Стифатов родился в 1906 году. В армию призвался 1 августа 1941 года Елабужским РВК, демобилизовался в 1945-м. Больше о своем отце она ничего не знает, хотя и задавала в детстве вопросы о войне. «Все, что он мне сказал тогда, так это: «Доченька, эта война закончилась, но она еще будет», – вспоминает она.

«Левушка мой умер, осталась дочь Верочка…»
В браке со своим мужем Юрием Галина Васильевна прожила почти 55 лет. Супруг не дожил до этой юбилейной даты ровно пять дней. Сын Лев ушел из жизни в возрасте 58-ми лет. «Левушка мой умер. Приехал ухаживать за мной в Елабугу, сам заболел, и его не стало. Шестой год уже пошел», – рассказывает Галина Васильевна. В Елабуге сегодня живет ее дочь Вера. Двое взрослых внуков и внучка живут вдали, но часто навещают бабушку.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

В редакцию газеты "Новая Кама" срочно требуется главный бухгалтер и помощник бухгалтера. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru  Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11

 


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев