Новая Кама

1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии посвящается

В конце XVIII века в Российской Империи была проведена административно-территориальная реформа.

В ее рамках Высочайшим указом от 11 сентября 1780 года было учреждено Вятское наместничество. В состав новой административный единицы были переданы многие населенные пункты, до этого относившиеся к Казанскому уезду, в том числе дворцовое село Елабуга. Этим же указом повелевалось «все те селения, кои назначиваются быть городами для приписания к ним уездов, переименовать городами».
Бывшее село не имело регулярной планировки. Улицы были кривыми, а вдоль них стояли хаотично разбросанные избы местных крестьян. В 1784 году был утвержден первый генеральный план Елабуги. По нему предполагалось снести все постройки, кроме имевшихся трех деревянных церквей, и выстроить дома ровными рядами. Пределы будущего города ограничили улицами Городищенская, Московская и Малая Покровская. Крестьяне подлежали выселению за обозначенные границы. На отведенную под город землю предстояло поселить предприимчивых людей, пожелавших записаться в купечество и мещанство. Смягчение антитатарского и антимусульманского гнета, которое произошло в последние десятилетия правления Екатерины Второй, позволяло воспользоваться открывшимися возможностями и татарам, исповедовавшим ислам.
Впрочем, понадобилось немало времени, прежде чем Елабуга превратилась в настоящий купеческий город. А в 1780 году в ней «по неимению купечества и мещанства» не смогли открыть городовой магистрат. Он появился только в 1798 году в составе двух бургомистров – Василия Вавилова и Василия Шишкина – и 4 ротмистров – Василия Бусыгина, Степана Могунова, Петра Родознаева и Назыра Альметева.
Среди первых елабужских купцов оказалась служилые татары деревни Старый Юраш Елабужского уезда – родные братья Балта, Амин, Амир, Назыр и Башир Альметевы. В 1794 году они записались в купечество и по указу Вятского наместнического правления были записаны во вторую гильдию. Не вызывает сомнений то, что на тот момент это были уже состоятельные люди: старший брат проживал с тремя женами, второй и третий имели по две жены, и только у двух младших было по одной жене. Пять семей, которые вместе с детьми насчитывали 26 человек, и стали основателями татарской махалли Елабуги.
Таким образом, Елабуга, на протяжении около 200 лет бывшая центром дворцовой волости, населенным русскими крестьянами, начинает переходить в новое качество – становиться многонациональным и многоконфессиональным уездным городом. Подобные процессы были характерны для многих образованных в тот период уездных городов, находящихся на территориях традиционного проживания татар. Например, в это же самое время появляется мусульманская община и в находящемся по соседству Мамадыше.
Зародившаяся в Елабуге татарская махалля постоянно пополнялась новыми мусульманами. В 1839 году в Елабугу из деревни Кудашево Елабужского уезда переехал сын деревенского муллы Ахметситдик Фатхуллович Масагутов (Ахметситдик Фатхуллин), который начал обучать детей грамоте и мусульманскому праву. В 1845 году местная татарская община добилась учреждения в Елабуге должности указного муллы и избрала на эту должность своего учителя.
Это событие совпало с начавшейся в 1845 году разработкой нового генерального плана Елабуги, связанного с необходимостью увеличения площади под городскую застройку. Ее предполагалось увеличить более чем в два раза. На этом утвержденном в 1846 году плане было определено место под Татарскую слободу с мечетью и под мусульманское кладбище.
До появления Соборной мечети мусульмане на коллективные намазы собирались в «богомольном доме» который к 1845 году уже не вмещал всех желающих. Особенно людно было в базарные дни и во время рекрутских наборов. Этот, как его еще называли, «молитвенный дом» находился при доме указного муллы.
В 1860 году было получено разрешение Вятского губернского правления на строительство Соборной мечети, однако проект деревянной мечети «на каменном фундаменте» был утвержден только в 1867 году, а ее строительство завершено в 1869-м. Стоит обратить внимание и на то, что по удивительному стечению обстоятельств поперечные улицы Елабуги на генеральном плане 1784 года были заданы в строгой ориентации на Мекку, их направление сохранится неизменным и в плане 1846 года. Это в свою очередь позволило идеально вписать мечеть в городскую застройку. Бросается в глаза и то, что при строительстве мечети было допущено незначительное отклонение от генерального плана: на нем мечеть стоит вдоль улицы Московская, однако поставлена она была перпендикулярно ей.
В 1892 году Ахметситдик Масагутов умер. В 1894-м новым указным муллой был избран сын муллы из деревни Степная Шентала Чистопольского уезда Ахметзаки Хузеханов. К началу ХХ века махалля настолько разрослась, что мечеть уже не вмещала всех желающих. В 1913-1914 годах был утвержден план пристройки к мечети, согласно которому она должна была увеличиться ровно в два раза.
В 1917 году Ахметзаки Хузеханов упоминается в местной газете среди кандидатов в гласные Елабужской городской Думы. После этого его след теряется. Судя по всему, он был сторонником Учредительного Собрания и в феврале 1918 года мог стать жертвой большевистского террора – вероятно, был расстрелян вместе с другими представителями елабужской городской элиты.

Ленар Мифтахов

Реклама

Фото из фондов Елабужского государственного музея-заповедника. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: