Новая Кама

Елабужский район

18+
2024 - год Семьи
Самое читаемое

Челнинка своим рождением спасла мать от гибели в Освенциме

70 лет назад, 27 января 1945 года, советские солдаты освободили узников Освенцима. В этом лагере смерти появилась на свет Светлана Тришина.

Своим рождением девочка спасла свою мать, которую ждала смерть в газовой камере.
В паспорте жительницы Набережных Челнов Светланы Тришиной указано, что она родилась в австрийском Зальцбурге. На самом деле на свет она появилась в 1943 году в польском Освенциме, в концлагере Аушвиц.
О том, что беременна, 22 летняя Варвара Тришина узнала уже будучи в концлагере. Случайная встреча с бывшим коллегой Василием в Зальцбурге, куда их обоих привезли на "сортировку". До войны и до оккупации оба работали в шахтоуправлении в украинских Ровеньках. А после той встречи никогда не виделись.
В Аушвице беременной Варваре накололи лагерный номер 44369, побрили наголо и выдали полосатый халат. «Мама не скрывала, что старалась избавиться от плода, - рассказывает Светлана Васильевна. - На опухших ногах ходила на работу - расчищала территорию лагеря, перетаскивала тяжёлые булыжники, даже специально прыгала с высоты. Уже потом мама не раз говорила, что я спасла нам обеим жизнь, ведь из Освенцима был один путь - в газовую камеру. Но неожиданно вышел приказ Гитлера освободить беременных женщин и новорожденных детей для Третьего рейха. Видимо, фашисты собирались проводить над нами опыты».
Варвару и ещё 49 женщин, беременных и с маленькими детьми, перевели в отдельный барак. Света родилась через несколько дней. Молока у Варвары не было, дочку она кормила разжёванной брюквой через тряпочку. Вскоре женщин из барака переодели, дали на подпись документы о неразглашении тайны концлагеря Аушвиц и отправили в Зальцбург, где они прислуживали немцам. Детей отдали в специальный детсад, свидания с ними разрешали раз в неделю, по воскресеньям.
Светлана Васильевна до сих пор помнит, как в детстве, когда они с мамой спали на одной кровати, та вдруг начинала плакать и крепко прижимать дочку к себе. Ей постоянно снился один и тот же кошмар: фашисты окружили их в концлагере и хотят вырвать у неё из рук дочь.
Чужая
Из плена Варвару освободили американцы в мае 1945 года. На родину в Россию они отправились лишь через год - нужно было пройти фильтрацию и подождать, пока им выправят документы. Добрые люди собрали для девочки целый чемодан вещей.
«Страшно было слушать мамин рассказ, как по дороге некоторые женщины, мечтая начать жизнь с чистого листа, выбрасывали своих детей из окна поезда, - говорит Светлана Тришина. - Дома мою маму с трехлетним ребенком, конечно, никто не ждал, даже родные сестры отказали в крыше над головой. После войны её не брали на работу, на меня показывали пальцем и шипели: «Немка!». Из-за этого у меня в школе и во дворе не было подруг, я чувствовала себя изгоем. Маму из-за лагерного номера 44369 на руке тоже нередко оскорбляли».
Светлану не приняли ни в пионеры, ни в комсомол, ни в партию. Мама обучила ее профессии электрика, которой владела сама. В середине 70-х Светлана, разведясь с мужем, уехала из Украины в Набережные Челны, на камазовскую стройку. Тем более, что в автограде ей обещали квартиру. Варвара Иосифовна уехала вместе с ней: работала вахтером в общежитии, помогала няньчить внука. Сама Светлана долгие годы проработала на водоканале. Удостоверение несовершеннолетнего узника фашистского концлагеря ей выдали лишь в 1996 году - долгие годы пришлось искать свидетеля в Ровеньках, который мог бы подтвердить слова Тришиных.
«Помню, как у нее в очередной раз подскочило давление, приехала «скорая», но помочь не смогла, - вспоминает Светлана Васильевна. - Я плакала на кухне, вдруг слышу, как мама говорит по телефону: «Это «скорая»? Помогите, я так хочу жить!», - так и умерла с трубкой в руке».
В Зальцбурге, который в паспорте указан как место ее рождения, Светлана Тришина была лишь однажды. Привезла на память оттуда полотенце. Сейчас женщина лежит в больнице, за ней ухаживает сын. Она мечтает: выздоровеет, вновь поедет в Австрию и привезёт горсть земли, чтобы посыпать ею могилу матери.
Осколки памяти
В Татарстане, по данным 2014 года, проживают 248 несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Многие из них были настолько малы, что у них остались лишь отрывочные воспоминания о тех страшных днях - бараки, полосатые халаты, голод, страх, пытки, унижения. Часть этих воспоминаний собраны в книге Дилары Вафиной «Непокорённые», изданной в республике в 2013 году. Книга вышла ограниченным тиражом - всего 150 экземпляров.
Источник: http://www.kazan.aif.ru/
Фото с сайта http://www.kazan.aif.ru/

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Дзен-канал 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев