Улицы Елабуги, названные именами Героев: улица Мусы Джалиля
Суровый зимний месяц февраль стал родным для Мусы Джалиля – национального героя Татарстана.
Родился он 15 февраля 1906 года в небольшой деревне Мустафино Оренбургской губернии, а на территории современного Татарстана оказался лишь в ноябре 1922 года, приехав в Казань.
О поэте и Герое Советского Союза Мусе Джалиле написаны, без преувеличения, тысячи статей, опубликованных в разное время в советских, а затем и российских газетах и журналах. Жизнь и судьба Мусы Джалиля подвигла десятки писателей и кинорежиссеров на создание монументальных произведений об этом сильном духом Человеке, которого врагу нашей страны в годы Великой Отечественной войны сломить не удалось. Весь цивилизованный мир преклоняет колени перед мужеством Мусы Мустафовича Залилова. И делается это не только в день его рождения и день страшной смерти на гильотине в фашистской тюрьме Плётцензее в Берлине.
Примечательно, что 25 августа 1944 года гильотина отсекла голову не Джалилю, а Гумерову: в плену поэт назвался другой фамилией, обозначив себя как Гумеров. И только тот, кто знает татарский язык, понимает, как это символично, ведь «гумер» в переводе на русский – «жизнь». А что вы скажете, узнав, что фамилия судьи Второго Имперского суда Германии, по решению которого еще 12 февраля 1944 года в Дрездене все «курмашевцы» были приговорены к смертной казни, – Фляйшман. В переводе с немецкого на русский «фляйшман» – «мясник».
Вместе с Мусой 25 августа 1944 года были казнены все «курмашевцы»: так группу из 11 подпольщиков назвали по имени-фамилии того, кто возглавил подполье. Один за другим в Вечность ушли Гайнан Курмашев, Фуат Сайфульмулюков, Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Фуат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев, Салим Бухаров. Десять барельефов этих героев мы можем увидеть в Казани на площади 1 Мая, что близ Казанского Кремля, а ее центром является памятник Мусе Джалилю, вырывающемуся из опутавшей его колючей проволоки. Памятник установлен в 1966 году, и это своего рода апогей признания у нас в Татарии мужества и таланта Мусы Джалиля.
Вы, уважаемый читатель, не найдете ни одной почтовой открытки или плаката с изображением Джалиля и описанием его подвига, датированных 1946-1953 годами. Нет и книг Джалиля, изданных в этот период. А многие из тех, что были изданы ранее, и вовсе были уничтожены. Дело в том, что в 1946 году на Мусу Джалиля Министерство государственной безопасности (МГБ СССР) завело уголовное дело по обвинению в измене Родине. Возвращение честного имени героя началось 23 апреля 1953 года, когда в «Литературной газете» была напечатана первая подборка стихов (со вступительной статьей Константина Симонова) теперь уже всемирно известной «Моабитской тетради». Кстати, в Библиотеке Серебряного века ЕГМЗ вам покажут (и расскажут интересную историю) одну из тех редких книг со стихами Мусы Джалиля, что подлежала уничтожению в период розыска Джалиля МГБ. Книжка-сборник «Поэты Татарии» была подписана к печати 15 июня 1945 года и вскоре вышла в издательстве «Советский писатель» тиражом 10000 экземпляров. В книжке – всего 6 стихотворений Джалиля: «Письмо из окопа», «Мост», «Шлем», «Любимой», «Смерть девушки», «Радость весны». Прочтите эти тексты, взяв с полки томик стихотворений Джалиля, или же найдя их в Интернете.
Чтобы понять отношение граждан нашей страны к подвигу М.Джалиля, мы обратимся не к интернет-источникам, а к таким артефактам как плакат и газета.
Артефакт из 1967 года
Московское издательство «Книга» невероятным, по сегодняшним меркам, тиражом в 50000 экземпляров печатает в 1967 году плакат размером 45Х33 см из серии «Писатели-лауреаты Ленинских премии», посвященный Джалилю. Текст на плакате сообщает читателю следующее: «Премия присуждена посмертно в 1957 году за книгу стихов «Моабитская тетрадь». И тут же на плакате – цитата азербайджанского поэта и общественного деятеля Самеда Вургуна (1906-1956): «Мир и мировая литература знают много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт-герой Муса Джалиль, увековечивший свое имя и бессмертными творениями, и смертью, которая сама является героическим подвигом, не так уж много». Предваряет список основных изданий произведений М.Джалиля и того, что читать о М.Джалиле следующий по плакатному лаконичный текст: «Высшим творческим достижением поэта – Героя Советского Союза – стали стихи, созданные в фашистском плену. Они с трудом были разысканы уже после окончания войны и собраны в цикл «Моабитская тетрадь».
Артефакт из 1976 года
Любимая газета советских пионеров «Пионерская правда» в номере от 13 февраля 1976 года, вышедшем аккурат накануне дня рождения героя, в материале «А песня останется…» (автор – детский писатель Юрий Кушак) сообщит юному читателю следующее: «Последнее стихотворение, которое Муса Джалиль написал, отправляясь на фронт, было посвящено девочке. Маленькой девочке Иншар из Мензелинска. А впереди была война. И страшные бои под Волховом. И окружение, ранения – в голову, плечо, руку. И плен. Там, в плену – в концлагерях и тюрьмах – он напишет лучшие свои стихи, озаренные выстраданной любовью к родной земле, освященные верой в победу, несгибаемой волей, страстной ненавистью к фашизму. Его казнят вместе с товарищами по подполью по доносу предателя». И ниже – текст стихотворения.
«Девочке из Мензелинска
Ты прощай, моя умница,
Погрусти обо мне.
Перейду через улицу –
Окажусь на войне.
Если пуля достанется,
То тогда не до встреч.
Ну а песня останется –
Постарайся сберечь...»
К 1845 году население Елабуги увеличилось до 4560 человек, при этом жилая застройка составляла до 700 домов. Безусловно, город хоть и медленно, но рос. Новым елабужанам нужны были земельные участки под строительство, и они, отводимые жителям, становились все меньше и меньше. Такого «архитектурного простора», как в центре города (взять, к примеру, участки на территории сегодняшнего «музейного квартала» Гассара – Большая Покровская – Спасская – Казанская) Елабуга уже не могла себе позволить.
Застройка уплотнялась так быстро, что город перестал умещаться в границы плана 1784 года. В итоге 29 марта 1846 года был утвержден новый генеральный план Елабуги, который взял под контроль ее беспорядочное разрастание. К имеющимся трем продольным улицам – Покровской, Казанской и Малмыжской (теперь это проспект Нефтяников) – добавились еще две продольные: Московская и Алексеевская (теперь Азина).
Продольная Покровская, вошедшая позже в историю Елабуги также и под народным названием «Миллионная», получила в 1846 году название Большая Покровская. И вот восточнее нее, параллельно Малой Покровской, прокладывается новая улица, о которой тогда, пожалуй, можно было сказать так: «За оврагами она». Местность, где проложили эту улицу, была изрядно изрезана оврагами. Один из них, на дне которого каждую весну, благодаря талым водам, бурно начинает шуметь речка Шумиха, сохранен по сей день.
Ну а раз сама улица за оврагами, то и назвали ее не мудрствуя – Заовражная. Созданная как дорога-улица, Заовражная застраивалась во второй половине XIX века не очень состоятельными людьми. На карте Елабуги 1913 года очень хорошо видно богатое «заовражье» той части Елабуги, где находится Заовражная. Со временем те овраги, что поменьше «шумихинского», постепенно засыпались. Итак, год рождения Заовражной – 1846. Когда же она стала носить имя Героя Советского Союза поэта Мусы Джалиля?
Переименование Заовражной в Джалиля
Переименование пришлось на год, когда наша страна торжественно отмечала 20-летие Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, – в 1965 году. В этот год Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1965 года день 9 мая был объявлен нерабочим днем и всенародным праздником. Именно 9 мая 1965 года, на параде, впервые после парада 1945 года было вынесено Знамя Победы. Именно 9 мая 1965 года впервые в истории нашей страны была объявлена минута молчания.
Топонимическим вкладом Елабуги в празднование 20-летия нашей Победы над фашистской Германией стало решение городских властей, датированное августом 1965 года, о переименовании Заворажной в улицу Мусы Джалиля. В настоящее время улица Джалиля, имея на Казанской небольшой изгиб в дюжину метров, ограничена с одной стороны Большой Покровской (далее только спуск в овраг и почти прямая дорога к реке Тойма). С другой стороны, имея изгиб в полсотни метров на улице Первомайская, Джалиля пересекается с улицей Свердлова и «исчезает» в районе Северной. При этом стоит учесть, что исторически улица Заовражная/Джалиля, двигаясь в направлении Казанско-Богородицкого монастыря, именно там и заканчивалась в дореволюционное время.
Новая жизнь этой улицы начнется в советское время: отталкиваясь от изгиба на Первомайской, в 1950-е годы начнется достаточно активная для того времени застройка улицы. Учитывая все отмеченное, сегодня на улице Джалиля можно увидеть и дореволюционные добротные дома проекта «низ – камень, верх – дерево», и скромные советские дома так называемой народной серии «в тесноте, да не в обиде», и современные дома, обозревая которые, иначе как коттеджами их и не назовешь.
В иллюстрированном каталоге «Объекты культурного наследия Республики Татарстан. Т.2: Административные районы», являющемся научным изданием по ОКН всего Татарстана, представлен только один дом, «прописавшийся» по улице Джалиля. Это дом №22, и вот его словесный «культурный» портрет в данном каталоге: «Одноэтажный бревенчатый дом в 5 оконных осей по главному фасаду возведен на повышенном кирпичном цоколе. Основной этаж рублен в «лапу». Фасад украшен деревянной резьбой по карнизу и дощатым фризом. Оконные проемы, в свою очередь, украшены резными наличниками. Жилой этаж отделен от цоколя междуярусным карнизом с зубцами. Пример рядовой застройки поперечной улицы, удаленной от центра Старой Елабуги».
Андрей Иванов, заведующий Библиотекой серебряного века ЕГМЗ
Полную статью читайте в газете «Новая Кама» от 14 февраля 2025 года
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев