«У нас на Севере рыбу едят даже в сыром виде»
Активную и веселую уроженку Таймыра Наталью Доброву в Елабуге знают многие. Эту женщину с красивой и экзотической внешностью невозможно не заметить. Она – единственная в городе долганка.
Наталья со своим супругом приехала в Елабугу в 2013 году, после выхода на пенсию.
− Я родилась в поселке Попигай, но сейчас его перенесли в другую местность, поскольку он находился в отдаленных местах, и доставка продуктов была возможна только самолетом, а сейчас это можно делать и водным транспортом, − начала она свой рассказ.
По словам Натальи, ее малую Родину окружает просто завораживающая природа: горы, реки, лесотундра. Жители там занимаются рыболовством, охотой, оленеводством. Отец елабужанки тоже разводил оленей, поэтому с детства у нее особое отношение к этим животным. Даже в нашу редакцию она пришла, надев серьги в виде оленей.
− Я выросла вместе с оленями, могу к ним подойти, обнять. Все детство мы перегоняли их стада с одного пастбища на другое. Был период, когда мне все это надоело, и я думала, почему папа не поменяет профессию. Многие сейчас не знают, что можно доить оленей, а моя мама это делала. Оленье молоко намного вкуснее коровьего – возможно, это из-за того, что олени питаются одним ягелем, а он растет только в экологически чистых районах, − думает она.
К сожалению, Наталья сейчас не готовит блюда национальной кухни, поскольку здесь нет таких продуктов как на ее родине.
− У нас на Севере питаются в основном мясом и рыбой. Рыбу употребляют в любом виде: жареном, вареном, соленом, сушеном и даже сыром (в виде строганины). Для нее используют только свежезамороженные экземпляры чира, муксуна или сиги. Когда замороженную рыбу вносят в дом, и она начинает понемногу оттаивать, то чувствуется запах свежего огурца, − рассказывает долганка.
Один из любимых праздников северных народов – это День оленевода. На родине Натальи его станут отмечать в это воскресенье. Там можно будет увидеть изделия народных промыслов, национальные игры и костюмы. Поскольку зимы на Таймыре суровые, то и одежда шьется из натурального меха, а украшается вышивкой.
− Когда я была маленькой, то носила песцовую шубу, но мех был не наружу, а внутрь. Сверху эта шуба была отделана тонкой оленьей шкурой, − вспоминает Наталья Доброва.
Живя в Елабуге, она, конечно, тоскует по своей малой родине, но говорит, что и к Елабуге уже привыкла.
− Мне здесь не хватает только общения на своем долганском языке. Но у меня есть возможность регулярно звонить маме и сестрам и восполнять его недостаток, − говорит елабужанка, демонстрируя книгу о своей родной земле и сувениры, привезенные с родины.
Долганы − коренное население Таймыра, численностью около 7900 человек.
Долганская народность сложилась в XIX − начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленек эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян. Василий Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет: «Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы − самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая − в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов».
У долган долгое время не было общего самоназвания, и они именовали себя по имени рода. Этноним «долган» происходит от наименования одного из эвенкийских родов «долган/дулгаан», что означает «средний, срединный, внутренний».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев