Планшетник в руках малыша: что делать, если ваш ребенок потерялся в виртуальном мире?
Смотришь на мальчишку лет пяти, механически четко нажимающего на кнопочки любимой телефонной игрушки, и становится не по себе. Дитя едет в автобусе и, кажется, даже не понимает, где он и с кем...
Страшнее маленького зомби, которого от игрушки не отвлекает даже визг тормозов, выглядит только трехлетний малыш. Его мама и папа заняли компьютерной игрушкой прямо в кафе. Малец, который едва говорит, уже с точностью робота нажимает на экран планшетника. «Программистом растет», - радуется папа. Но безвредны ли такие игрушки для неокрепшей психики ребенка? И что делать, если планшетник заменил чаду маму и папу? Об этом КВ беседуют с известным казанским психотерапевтом, кандидатом психологических наук, доцентом Рамилем Гарифуллиным.
- Игра является необходимым фактором развития ребенка и познания мира. Но необходимо различать игры. Традиционные развивающие строятся на взаимоотношении ребенка с внешним миром. Поэтому такая игра становится главной деятельностью, развивающей личность малыша. Но компьютерные игры построены на азарте. Познавательный компонент у них значительно снижен, развивающий - того меньше или отсутствует, как отсутствует эмоционально-волевая сфера. А ведь традиционная игра напрямую связана с эмоционально-волевым процессом, где радость является наградой за преодоление и труд. Компьютерные игры - легкое удовольствие, поэтому у детей быстро возникает феномен мании. Мания - неудержимое, безумное стремление к ценности. Причем такое, что ее отсутствие вызывает депрессию. Стоит отметить, наши маниакальные установки универсальны, а вот контент может быть любой - от компьютерной игрушки до табака, алкоголя и других ужасов современной жизни.
- То есть юный игроман - это потенциальный курильщик или алкоголик?
- Говоря об одержимости детей компьютерными играми, мы говорим о детских аддикциях, точнее, о психологии аддиктивного поведения детей. Оно универсально, аддиктивная личность может «западать» на любую ценность. К счастью, аддиктивны не все дети, многие из них вполне толерантны к компьютерным играм - поиграли часок и забыли. Но поскольку я занимаюсь исследованием игромании детей и взрослых уже более семи лет, вынужден отметить: процент игроманов стал значительным по сравнению с предыдущими годами. Условия игры и пребывание в эмоционально-волевом вакууме привели к возникновению феномена социально привитого аутизма.
- Разве аутизм - не заболевание?
- Есть аутизм, связанный с наследственностью, а есть социально привитый, приобретенный. У ребенка уменьшается воля к взаимоотношению с обществом. Он не может ставить цели и доводить их до результата. Воля падает, ухудшается развитие личности, ребенок как бы рассеивается между двумя мирами. Здесь кроется большая опасность. Детское умение, приобретаемое в игре, возникает из сравнения двух миров - выдуманного и реального. Ребенок, увлеченный виртуальной реальностью, просто не хочет видеть серые будни и входить в реальность, где от него что-то требуют, где его ругают мама, папа, учителя. От этого сравнения возникают детские неврозы.
У ребенка в голове постоянно прокручивается радость от общения с игрой, полученная просто, без преодоления. Постепенно мозг выходит на тот уровень, когда он не может самостоятельно вырабатывать нейромедиаторы. И ребенок просто «скачивает» себе настроение из игры. Но и это не вся опасность. С возрастом игроманы начинают тратить на свои игрушки все больше денег, вытягивая их из родных, друзей, знакомых. Сегодня такая опасность нависла и над детьми. Наметилась тенденция преступных проектов в отношении наших детей. Их цель - заставить ребенка вкладывать реальные деньги в игру, даже если это небольшие суммы, данные на карманные расходы. Поэтому родители должны быть особенно внимательны!
- Как уберечь детей от игромании?
- Главная профилактика - это, конечно, труд, волевое преодоление. Но если ребенок уже потерялся в виртуальном мире, нужно действовать более серьезно. Во-первых, следует четко определить ситуацию. Ведь есть игровая зависимость ребенка, а есть игровая созависимость его близких людей. В первом случае ребенку нужно создать такую обстановку, чтобы лишить его легкой радости и включить механизм «настроение через преодоление». Конкретно это так:
1. Ограничить доступ к интернету, играм и самим устройствам-носителям: компьютеру, планшетному ПК, телефону.
2. Завести механизм «настроение через преодоление» с помощью строгого режима дня и ведения дневника.
3. Заниматься психофизическим развитием ребенка.
4. В жизни ребенка должен появиться труд. То есть деятельность, которую он будет осуществлять без желания, но выполнять которую обязан.
5. Ребенок должен соблюдать здоровую диету, понижающую общую тревожность.
6. Для развития ребенка важен феномен боли. Оказывается, когда он испытывает боль, то учится сопереживанию и пониманию, что подобное может чувствовать и кто-то другой. Пусть ребенок ходит в походы, спортивные секции и узнает боль в мышцах, мозоли, царапины.
- Как должны действовать родители?
- В ситуации игровой созависимости особая роль принадлежит окружению ребенка - его семье, родным и близким людям. Все игроманы - непоседливые дети. И часто родители сами стимулируют уход ребенка в виртуальный мир, «успокаивая» его планшетом или телефоном. Конечно, это удобно! Ребенок минуту назад носился по квартире, а сейчас тихо играет себе на компьютере, не отвлекая родителей от дел. Самое сложное в этой ситуации - радикальное изменение поведения родных ребенка, главная задача которого - создание иной среды, при которой он перестает играть и чувствовать чрезмерную опеку. Родители должны стать для малыша источником активной радости. Научить свое чадо ценности общения с миром. Семейные вечера, походы, совместные прогулки и мероприятия - только родители способны показать, что все это намного интереснее виртуального мира.
Беседовала Евгения ИВАНОВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев