Никакой работы не чуралась
В свои 85 (эту дату она отметила в октябре) Нина Николаевна выглядит, прямо скажем, молодцом: статная походка, морщинка на светлом лице еще крайне редкая гостья, глаза ясные, будто весеннее небо.
А ведь за ее плечами жизнь, где было не до курортов и санаториев, где за счастье – короткая ночная передышка, потому что с рассветом опять надо вставать и идти на работу. И так целых четыре десятка лет. Никакого дела не чуралась Нина Парамонова, всю жизнь прожившая в Больших Армалах, где ее гостеприимный дом на улице Центральная знает и стар, и мал.
– Учиться мне пришлось всего четыре класса, – вспоминает она. –
У мамы, оставшейся вдовой в 1941году (отца убили под Вязьмой), нас было шестеро, я по счету четвертая. Теперь остались лишь двое – кроме меня, еще сестра Фаина, которая живет в Волгограде и из-за инвалидности уже долгие годы не была в Армалах. Мне было 12 лет, когда впряглась в колхозную работу. Сначала вместе с другими подростками собирала колоски, вязала снопы, жала. Стала постарше – пахала на быках-упрямцах, которые не очень-то хотели слушать такую мелюзгу, как я.
Подошло время выходить замуж. К Нине посватался одногодок Анатолий (светлая ему память). Согласилась сразу, помня историю своей матери Александры, которая в девичестве жила в соседнем Лекареве. Когда ту приехали сватать, она – в слезы: «Зачем мне такой маленький?!Подмененыш какой-то!». А отец невесты был нраву довольно сурового: «Если не пойдешь за него, тогда выходи на большую дорогу и сама ищи себе жениха!». Слюбились все-таки, если полдюжины детей заимели.
Нина и Анатолий ограничились четверкой. Растить их помогала свекровь Татьяна, которую сноха долгие годы (а вместе они жили 37 лет) величала «мамынькой». Теперь их дети разъехались кто в Нижнекамск, кто в Набережные Челны, в Армалах остался один Иван, но родительский дом для них так и остался местом, где их всегда ждут, где живет мама, которая еще обихаживает довольно обширный огород. Без их помощи, понятно, не обходится, но эта забота детям и внукам только в радость.
…Немало силенок потратила Нина Николаевна, чтобы на горбу, как говорится, в течение долгих лет таскать корма для коров. Да не для двух-трех, а для целой группы. Кроме того, за ними и убрать надо (а навоз – он тоже не вешанный), и подоить каждую. Это теперь, когда на фермах, считай, все механизировано, труд доярки мало-мальски полегче стал, а когда она молодой еще работать начинала, о транспортерах, молокопроводах и прочих благах слыхом не слыхивали.
В группе у каждой доярки тогда было до 25-ти коров, и каждая блестела от чистоты.
– Мы их целыми днями скоблили и мыли, – вспоминает Нина Николаевна. – А доили вручную трижды в день. Случалось и ночью дежурить на ферме, спали в плетенках. Наша Армалинская ферма никогда в отстающих не была, а при председательстве Федора Дмитриевича Быстрова колхоз «40 лет Октября» всегда знамена получал, потому что за каждые 100 граммов молока мы переживали, свеклу, кукурузу для коров выращивали, бардой полили, чтобы удои повысить.
С большой теплотой моя собеседница рассказала о тех, с кем бок о бок работала много лет. Это Прасковья Парамонова, Любовь Попкова, Валентина Быстрова, Александра Колесникова… Случалось, на ферме и праздники отмечали, а уж в день рождения каждую доярку особо поздравляли.
Вот и в нынешнем октябре пришли бывшие товарки поздравить ее с замечательным юбилеем, счастья пожелать.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев