Надежда Дурова на родине Моцарта
Ни одного свободного места в зрительном зале. В университете «Моцартеум» (Зальцбург, Австрия) прошла премьера оперы «Кавалерист-девица».
Вот так, в тысячах километрах от Бородино, был дан старт мероприятиям, посвященным 200-летию сражения под этим русским селом.
В числе зрителей премьеры была делегация из Татарстана, в составе которой - начальник отдела развития искусств Министерства культуры РТ Зульфия Салихова, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко, заведующая музеем-усадьбой Н.Дуровой Фарида Валитова, завотделом ЕГМЗ Оксана Есипова, художественный руководитель Государственного камерного хора Миляуша Таминдарова, журналисты.
Елабужская делегация с исполнительницей главной роли Соней Бюлинг
Предыстория
Более двух лет назад историк-любитель из Зальцбурга Бруно Коппенштайнер, изучая историю наполеоновских войн, выявил необычный факт - в русской армии в мужском обличье воевала женщина. Более подробное исследование ее жизни привело к тому, что господин Коппенштайнер написал письмо елабужским музейщикам с вопросом: известно ли им что-нибудь об этой необыкновенной женщине? Конечно же, сотрудникам музея-усадьбы кавалерист-девицы Надежды Дуровой было что рассказать - здесь ее память чтят и берегут. Сей факт не оставил равнодушными клуб любителей истории Зальцбурга, и, как следствие, последовало приглашение директора музея-усадьбы Н. Дуровой Фариды Валитовой в этот австрийский город для выступления с докладом. Знала ли Фарида Хакимовна тогда, полтора года назад, во что выльется ее поездка? Что здесь, на родине великого Моцарта, в университете его имени, создадут оперу о великой русской женщине?
Даже не догадывалась!
Действие
Доклад привлек внимание поэтессы Марианны Фигль, последовательницы идей феминизма. Ее поразила история женщины, которая смогла отказаться от привычной и спокойной жизни и семьи ради того, чтобы защитить свое Отечество.
- Притом сделала она это абсолютно бескорыстно, без расчета получить за это какие-то награды, славу и известность. Надежда Дурова была чрезвычайно скромна, будучи в отставке и получая скромное содержание, она помогала всем нуждающимся. Она опередила свое время на столетия, - восхищается госпожа Фигль.
За два месяца было написано либретто, далее началась совместная работа с композитором и режиссером оперы - всего от момента зарождения идеи проекта до воплощения ее на сцене прошло чуть больше года.
- Мы горели в работе, ее можно сравнить с фейерверком. Пришлось изучить очень много дополнительного материала, тем более, приближается 200-летие Бородинской битвы. Это очень важное событие, - рассказывает Марианна.
Режиссер Марта Шарп и автор либретто Марианна Фигль
Опера создана интернациональной командой: автор либретто Марианна Фигль - австрийка, автор музыки - голландский композитор Адриан де Витт, режиссером стала американка Марта Шарп, дирижер - талантливый студент «Моцартеума», японец по происхождению Федето Номура.
Автор музыки Адриан де Витт
- Конечно, при создании оперы я опирался на традиции русской музыки. Но для того, чтобы приблизить это произведение к местному зрителю, чтобы оно было более понятно ему, я привнес и австрийские традиции. Надежда Дурова - это сверхординарное явление, я поражен тем, что на протяжении стольких лет она боролась за свою позицию. Я могу провести параллель с Жорж Санд, возлюбленной Шопена, - говорит композитор.
Режиссер Марта Шарп призналась в интервью, что до начала работы над оперой, она очень мало знала о России. Пришлось перелопатить гору литературы, чтобы изучить быт, костюмы того времени. «Я прочитала произведения Дуровой, открыла для себя образ женщины, которая следовала за своей мечтой», - рассказывает госпожа Шарп.
Премьера
«Видеть, чувствовать, выражать - в этом все искусство» - это выражение братьев Гонкур считается центральным положением поэтического импрессионизма, в стиле которого и создана опера «Кавалерист-девица». Авторы не стремились к документальной достоверности, им было важно раскрыть внутренний мир Надежды Дуровой. Все же представлены самые важные эпизоды из жизни кавалерист-девицы: жизнь в родительском доме, встреча с императором Александром I, участие в Бородинском сражении, знакомство с А. Пушкиным и литературная карьера.
Кстати, любопытный факт - на представлении исполнители главных ролей были одеты в старинные костюмы, сохранившиеся в зальцбургском музее военной истории.
Зал «Моцартеума» не смог вместить всех желающих. Публика, среди которых было и несколько русских, живущих в Зальцбурге, приняла постановку восторженно и долгими аплодисментами не отпускала артистов и авторов оперы со сцены. Вот несколько отзывов.
Директор университета «Моцартеум» Рейнхарт фон Гутцайт:
- Я знал о российской истории только со стороны известных музыкантов, композиторов. Например, два года назад в Зальцбурге побывала Софья Губайдуллина. Благодаря сегодняшней постановке мы узнали о русской истории, о Надежде Дуровой.
Надежда Зальпиус (русская, живет в Австрии уже более 40 лет):
- Я ничего не знала о Дуровой. Опера мне очень понравилась, я польщена, что здесь приняли историю этой русской женщины. Артистам удалось передать не только историю, но и чувства. Для меня это очень большое событие.
Виталий Воровский (психоаналитик, Зальцбург):
- Эта постановка не стала для меня неожиданностью, поскольку в последние годы прослеживается интерес к русской классике. Это побуждает к творчеству. Мы с семьей всегда с удовольствием посещаем все то, что связано с Россией.
В завершение премьеры на сцену вышла делегация из Татарстана. Авторам оперы и Бруно Коппенштайнеру, с которого все и началось, были вручены благодарственные письма Министерства культуры РТ и главы Елабужского района Геннадия Емельянова.
Директор ЕГМЗ Гульзада Руденко вручает благодарственное письмо директору Моцартеума
В гости к нам
Сейчас ведутся переговоры о постановке оперы в нашей стране. Возможно, премьера на российской земле состоится в дни Спасской ярмарки в августе нынешнего года.
Зульфира Салихова - начальник отдела развития искусства Минкульта РТ:
«Одно из достоинств оперы - это музыка. Она современная, профессиональная, в то же время опирается на классические традиции. Хотелось бы, чтобы сотрудничество нашло продолжение, оперу надо представить и нашему зрителю».
Миляуша Таминдарова - руководитель Государственного камерного хора:
«У меня было радостное чувство, что мы с австрийскими коллегами говорим на одном языке. Что касается техники, оформления, сервиса, то у нас сложилось ощущение, что мы безнадежно отстали от Европы. С музыкой все значительно лучше. Уровень казанского исполнительского мастерства настолько высок, что кое-что мы бы даже присоветовали нашим коллегам из всемирно известного «Моцартеума».
Гульзада Руденко, генеральный директор ЕГМЗ, советник главы ЕМР по туризму:
«Наши ожидания оправдались. Мне кажется, что ценность проекта в том, что в Европе заинтересовались судьбой и творчеством Надежды Дуровой. Желание изучать историю должна быть присуще россиянам, татарстанцам, елабужанам. Не зря нынешний год обозначен Годом российской истории. Я надеюсь, что опера приедет к нам и еще раз напомнит нам, россиянам, что была такая уникальная женщина, которая поражала воображение европейцев».
Гульшат СУЛТАНОВА, фото автора
P.S. Редакция газеты благодарит директора ЕГМЗ Гульзаду Руденко за предоставленную возможность поездки в Зальцбург. В следующем пятничном номере "Новой Камы" мы расскажем о родном городе Моцарта.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев