Мастер своего дела: роспись по дереву
Мы продолжаем знакомить нашего читателя с мастерами декоративно-прикладного творчества интерактивных мастерских Елабужского музея-заповедника. Сегодня мы в гостях у мастера росписи по дереву Надежды Федоровны Рохлиной.
Даже во время интервью рукодельница старалась не отвлекаться от работы. Смотришь на нее и диву даешься - как ловко она наносит тонкой кистью узор на деревянные заготовки! Несколько часов кропотливой работы - и вашему вниманию уже предстают лошадки в городецкой росписи, разделочные доски, матрешки. Кстати, о матрешках. До недавнего времени я считала, что символ нашей страны матрешка - традиционный русский сувенир. Однако есть предположения, что родом она из Японии.
ЯПОНСКИЕ КОРНИ РУССКОЙ МАТРЕШКИ
По одной из версий, прообразом первой матрешки был японский божок Фукурокудзю - бог богатства, счастья, изобилия, мудрости и долголетия: часть приверженцев теории «отцовства» этого старца считают, что семь богов счастья могли вкладываться друг в друга по принципу современной матрешки, а Фукурокудзю был главной, самой большой разъемной фигуркой.
Другая версия гласит, будто бы японскую фигурку привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и на ее основе он создал эскиз крестьянской девицы в платочке и с черным петухом под мышкой. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна - с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских Василию Звездочкину. Первую матрешку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично. Вот мы все - «матрешка» да «матрешка»… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрена.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ РОСПИСИ
Росписью по дереву Надежда Федоровна занимается не один год и владеет всеми ее видами. Хохлома, городецкая и мезенская росписи прямо-таки оживают под ее кистью. Как правило, для изделий используется береза или липа. Заготовки для игрушек делает мастер Сергей Манин.
Мезенская роспись по дереву, или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.
Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Городецкой росписью Надежда Федоровна покрывает деревянных лошадок, разделочные доски. Кстати, мастер уверяет, что расписными досками она пользуется в быту в течение нескольких лет, при этом краска на них не стирается, и утварь не теряет, как говорится, товарный вид.
Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным тонами по золотистому фону.
Помимо росписи, Надежда Рохлина занимается изготовлением украшений в этностиле, а еще она разработала авторский татарский орнамент. Броши, подвески, серьги, бусы, браслеты в этническом стиле - это лишь малая толика того чуда, что создает своими руками мастер. Кстати, вы тоже сможете этому научиться и создать оригинальный расписной магнит, симпатичный кулон (вид и техника по выбору), брелок, разделочную доску, куклы, обереги, текстильные бусы или брошь.
− Заниматься творчеством − это для меня всегда удовольствие, особенно когда ты знаешь, что нужен и полезен, что твое дело кому-то нравится, и ты способен кого-то научить, даже если он сможет нарисовать простой цветочек, − говорит Надежда Рохлина.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев