«Куда направляется следственная группа – туда и мы»
Лишнего нельзя увидеть или тем более потрогать. В экспертно-криминалистическом отделе елабужской полиции очень интересно, но практически все держится под секретом. Корреспондент НК взял эксклюзивное интервью у начальника межрайонного отдела экспертно-криминалистической службы Владимира Фурина.
ЧЕЛОВЕК С ЧЕМОДАНОМ
Лаборатория экспертов-криминалистов на первый взгляд напоминает медицинскую или химическую. Сотрудник - эксперт в белом халате и перчатках встретил нас с колбами в руках. Именно здесь проводится основная часть экспертиз. Хотя самую первую работу, что называется «по горячим следам», эксперты начинают еще на месте происшествия.
- Владимир Александрович, через вашу службу, наверное, проходят все происшествия?
- Вообще, в состав следственно-оперативной группы обязательно входит эксперт-криминалист. Куда направляется следственная группа - туда и мы, все происшествия проходят через нас.
На каждый вызов криминалист отправляется со специальным оборудованием, которое собрано в чемодан криминалиста. Людям, далеким от криминалистики, может показаться, что чемодан наполнен бытовыми вещами: отвертки, ножницы, рулетки. Владимир Фурин рассказал, что задачей криминалиста является собрать как можно больше сведений, ведь тогда будет проще работать следователю.
- В специальный чемодан входит необходимый набор инструментов и химических веществ, которые помогают экспертам на месте происшествия обнаруживать, изымать и фиксировать следы. Это специальные дактилоскопические порошки разных цветов, естественно гипс - для изъятия слепков обуви и транспорта, специальные дактилоскопические пленки, на которые изымаются следы рук, перчатки и прочие пробирки, ножички и пинцеты.
Еще один инструмент криминалиста - фотоаппарат, без него никуда. Сейчас, с появлением цифровой техники, работа экспертов облегчилась. А раньше приходилось проявлять пленку, работать с большим количеством фотоматериалов.
Чемодан елабужских криминалистов нам не показали - это под секретом. Картинку мы нашли в Интернете.
Примерно так выглядит чемодан криминалиста
СЛЕДЫ, ПРЕСТУПНИКИ, ФОТОРОБОТЫ…
Оказывается, елабужские криминалисты проводят различные виды экспертиз и составляют фотороботы. Что касается традиционной дактилоскопической экспертизы (отпечатки пальцев), то найти того, кому же принадлежат «пальчики», теперь проще. У криминалистов есть дактилоскопическая система «Папилон». По словам Владимира Фурина, компьютер автоматически сравнивает отпечаток и след, который был обнаружен, и выдает совпадения.
- Допустим, след совпал с одним из участков ладони Иванова, Петрова или Сидорова. Потом эксперт уже сам смотрит и удостоверяется, кому же след принадлежит.
Кроме того, наши эксперты проводят трасологическую экспертизу, сюда входят все следы, которые имеются на месте происшествия, кроме биологических и одорологических (запаховых). То есть это следы ног, следы транспорта, обуви, взлома, перчаток, ткани.
Еще есть баллистическая экспертиза, экспертиза холодного оружия и портретная экспертиза. О последней Владимир Александрович рассказал подробнее.
- Бывает, что федеральная миграционная служба просит установить личность человека, который последний раз сфотографировался 15 лет назад. Внешне он изменился, стали другими нос, глаза и разрез губ. Наши эксперты могут сопоставить.
НАРКОТИКИ ИЛИ НЕТ?
В руки криминалистов попадают фальшивые деньги, паспорта и права, документы с поддельными печатями или подписями. Сейчас особенно популярными среди елабужан-нарушителей ПДД стали временные автомобильные права, которые они покупают, отметил Владимир Фурин.
- Я вам со всей ответственностью заявляю, что мы без труда определяем подлинность всех разрешений, которые нам направляет ДПС. Мы очень легко определяем, настоящие ли это документы, изготовленные Гознаком, либо это изготовлено на каком-то цветном, как правило, струйном принтере. Не стоит тратить деньги, приобретая подделку, в результате сам автолюбитель может оказаться виновным и в отношении него могут возбудить уголовное либо административное дело.
Чаще всего в Елабуге проводят экспертизы наркотических средств. В лаборатории исследуют наркотики растительного происхождения: марихуану, опий, героин, кокаин и синтетические - так называемые «спайсы».
- В будущем у нас должны установить современную аппаратуру. Сейчас мы работаем с газовым хроматографом. Это будет аппарат нового поколения, он будет определять все вещества, которые входят в состав синтетических наркотиков.
Еще елабужские эксперты-криминалисты занимаются консервированием запаховых следов человека - эта экспертиза называется одорологической. Законсервированный с места преступления в Елабуге запах увозят в Казань, там его нюхает специально обученная собака, она же нюхает образец запаха подозреваемого, а эксперт выносит заключение.
Эксперт-криминалист в своей лаборатории
В ЖИЗНИ ТАК НЕ БЫВАЕТ
Сегодня многие следят за событиями популярного криминального телесериала «След». Его герои - сотрудники Федеральной экспертной службы, распутывают сложные дела. Насколько это реально, оценил мой собеседник Владимир Александрович.
- Начнем с того, что службы ФЭС не существует. Кроме того, в фильме один сотрудник сочетает в себе качества сразу нескольких - это оперуполномоченный, следователь и эксперт-криминалист. В жизни так не бывает, в жизни это все разграничено. А вообще, многое из того, что там показывают, взято из нашей практики, но все приукрашено. Фильм есть фильм, тем более художественный.
- А какими навыками должен обладать реальный эксперт-криминалист?
- В первую очередь, у него должна быть усидчивость, хорошая зрительная память и умение работать головой. Образование здесь не обязательно должно быть юридическое. В нашей службе больше приветствуется техническое образование.
Кстати
Владимир Александрович - эксперт-криминалист во втором поколении. Его отец, Александр Фурин, отдал службе в этом отделе милиции 34 года. Сам Владимир Александрович работает криминалистом 22 года. Он окончил Ереванское пожарно-техническое училище и волею судьбы из пожарной части пришел работать в полицию. Коллектив отдела экспертной криминалистики состоит из шести человек. Но оперативная зона распространяется еще и на Мамадыш (два сотрудника), Менделеевск (два), Агрыз (один). В марте 2014 года экспертно-криминалистический отдел елабужского ОВД отмечает 95-летний юбилей.
Александра ДМИТРИЕВА
Фото автора
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев