Консультация психолога: Сказкотерапия
Про то, что в психотерапии методов исцеления большое множество, я уже писала.
Мы с вами обсуждали телесно ориентированную терапию, благодаря которой через массаж я снимаю телесные блоки, высвобождаю энергию на перспективу. Онакомились и с арттерапией, с помощью которой через свободное рисование человек начинает слышать и понимать свою душу, находит скрытые ресурсы. В этом номере, дорогие читатели, предлагаю еще один интересный метод из моей деятельности, который я применяю с удовольствием. Речь идет о сказкотерапии.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веков знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.
Многие думают, что сказкотерапия предназначена только для детей, причем дошкольного возраста. Однако это не так. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.
Есть древняя история о том, что человек в своем развитии проходит три стадии: сначала он – верблюд, потом – лев и потом уже – ребенок. Верблюд подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, пересекающий пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда терпение и силы у верблюда иссякают, человек превращается в льва. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенных социальных высот. Но приходит момент, когда лев понимает, что все, чему он посвятил свою жизнь, удаляет его от истины, погружает в круговорот суеты и пучину неразрешимых проблем. Лев осознает, что жизнь его лишена чего-то простого и гармоничного. И вот тогда происходит переход на следующую стадию развития. Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется познать смысл того, что ранее казалось понятным. У человека за спиной большой жизненный путь, однако нет усталости и пессимизма. Есть желание открывать новое, постигая истину…
Если мы будем помнить об этой притче, то сказкотерапию можно смело назвать «детским» методом. Тем более что ребенок − самый главный человек на земле.
И сегодня я предлагаю вашему вниманию сказку Эльфики. В ее сказках всегда есть глубина. Эльфика − Ирина Семина, наша коллега, психолог, телесный терапевт, который благодаря знаниям психологии и дару создает интересные книги с глубоким смыслом для развития людей.
СКАЗКА ПРО СОМНЕНИЯ
«Росток проклюнулся в субботу утром.
– Смотрите, новенький! – сказала роскошная Плакучая Ива. – В нашем обществе прибавление! Ну что ж, добро пожаловать!
– Только он какой-то странный, − качнула узкими зелеными листьями Драцена. – Я такого еще не видела. Что это за растение, интересно?
– Пусть подрастет, там видно будет, − сказал Дуб. – Если что, подправим.
Росток, воодушевленный столь доброжелательным приемом, стал быстро набирать силу, рос буквально не по дням, а по часам. И чем выше он становился, тем больше сомнений он вызывал у окружающих.
– Как-то слишком быстро он растет, – прокомментировала Осина. – Слышишь, малыш? Не надо так торопиться, у тебя еще слишком хрупкая сердцевина, ты можешь сломаться. Притормози, не спеши! Таково мое мнение.
Росток подумал и решил последовать совету. Теперь он рос гораздо медленнее, и Осина одобрительно шелестела листьями, глядя на малыша. Вскоре он выбросил первые веточки.
– Ну и куда ты размахался? – сурово спросил Кипарис. – Настоящее дерево должно быть стройным! Если будешь расти в разные стороны, из тебя в конце концов получится какая-нибудь кляпка-корявка, и будешь знать.
Росток не знал, как выглядит кляпка-корявка, но испугался и стал прижимать веточки к стволу. У него это получалось плоховато, но он старался. Кипарис был высокий, красивый, стройный и уж, наверное, знал, о чем говорил.
– Не фонтан, конечно, но все-таки лучше, чем было, − оценил Кипарис, и Росток немного успокоился, продолжая тщательно следить, чтобы веточки не раскидывались.
– Ты толстеешь! – осуждающе сказала Береза. – Это недопустимо. Вот посмотри на меня, я – эталон! Недаром в народе говорят «стройная, как березка». Ты, давай-ка, сядь на диету! А то скоро поперек себя шире станешь. Все плеваться будут. Это мое личное мнение!
Росток очень забеспокоился и сел на диету: стал брать гораздо меньше питательных веществ из земли. Он перестал толстеть, но ствол его стал гораздо слабее.
– Ничего, ничего! – ободряла его Береза. – Красота требует жертв!
Между тем у Ростка уже появились листики.
– У тебя странные листья, – возмущенно всплескивала зеленой метелкой Пальма. – Слишком длинные, слишком жесткие, слишком острые. Неправильные листья! Вот посмотри на меня – мягкие, широкие, резные, просто загляденье! Ты давай, подтягивайся! Мое мнение − нельзя давать себе расслабиться, нужно трудиться над имиджем днем и ночью!
Росток стал сутками уговаривать листики расти по-другому, чтобы они становились широкими и плоскими, как у пальмы. Это было неудобно и даже больно, но ему удалось вытянуть свои длинные и узкие листья в какое-то подобие лопаточек.
А между тем окружающие очень полюбили высказываться по поводу Ростка – ведь он никогда никому не перечил и старательно выполнял все рекомендации. Соседям уже даже интересно было, что из него получится.
– Хорошо, что ты не отказываешься от мудрости старших, — поучал его старый Бук. – В молодости так просто наделать ошибок, и тогда тебе никогда не стать полезным деревом. А опыт старших – это сила! Взрослые плохому не научат, а от опрометчивых шагов уберегут. В общем, прислушивайся к нашему мнению – и не пропадешь!
Росток уже давно преодолел юный возраст, но местное сообщество никак не могло определить, какое же он дерево. Никогда такого не видели: деревце было приземистое, с кривеньким корявым стволиком, узловатыми, причудливо изогнутыми ветками, усеянными какими-то недоразвитыми листиками, в общем, если честно, страшненькое такое деревце. Уродец. К такому мнению постепенно склонились все деревья: и Плакучая Ива, и Пальма, и Старый Бук, и Драцена, и все другие тоже.
Деревце и не пыталось сказать что-то в свое оправдание: оно ведь никогда не было другим, и ему казалось, что вот таким нелепым и корявым оно и было задумано природой. Конечно, высокомерные вздохи и показное сочувствие высоких и сильных собратьев его задевали, но что поделаешь? Не всем быть красавцами, радовать глаз статью и мощью. Есть и ошибки природы.
А однажды среди деревьев появились люди. Мужчина, женщина и девочка.
– Боже! Этот ботанический сад – просто чудо! – оживленно говорила женщина. – Как хорошо, что мы сюда пришли! Смотрите, какой чудный кипарис – как свечка!
– А бук-то, бук! – вторил ей мужчина. – Красавец! Богатырь! Дочура, посмотри!
– Ой… А это что за деревце? – вдруг остановилась женщина напротив уродца. – Странное какое-то, покореженное… Вроде бы как даже не настоящее.
– Нет, мамочка, оно живое! – сказала девочка, осторожно прикасаясь ладошкой к стволу.
– Дайте-ка я погляжу! – приблизился мужчина. – Вы знаете… Похоже, это изначально был ливанский кедр. Но что-то случилось, и он мутировал.
– Ну что ты, − усомнилась женщина. – Ливанский кедр – он же высокий, прямой, как струнка, и иголки у него, а не листики. А тут что-то непонятное.
– Я же говорю, мутировал, — стоял на своем мужчина. – Мало ли что могло случиться? В неблагоприятных условиях искажается природный облик любого существа, не только дерева.
– Но ты точно уверен? – все никак не могла поверить женщина.
- Да. Я же все-таки биолог, − улыбнулся мужчина. – Кора, ствол, расположение ветвей, да много признаков. Нет, точно кедр.
– Мама, папа, я нашла! – закричала девочка, которая тем временем достала из сумки ботанический атлас. – Вот он, ливанский кедр!
– М-да-а-а-а, − сокрушенно протянул мужчина, взглянув в атлас. – Эк тебя искорежило, бедняга…
– Похоже на деревце-бонсай, − огорченно сказала женщина. – Как будто ему расти свободно не давали.
– Смотри, деревце, какое ты по-настоящему, − сказала девочка и поднесла к нему развернутый атлас.
И деревце-бонсай, как его назвала женщина, увидело… себя. Оно вдруг каждой своей клеточкой, каждым изгибом ствола ощутило, что это – его Истинный Облик, и оно должно было вырасти именно таким! С высоченным прямым стволом, раскидистыми ветвями, длинными стрельчатыми иголочками… Но ему все время говорили «не так», «не туда», «неверно», и оно почему-то предпочло прислушиваться к чужому мнению, а не ощущать себя самим собой.
И когда люди ушли, деревце впервые, пожалуй, попробовало распрямиться во весь рост, насколько смогло, и пристально оглядело окружающих.
– А что? А что? – тревожно зашумели деревья. – Мы же тебя не заставляли, да? Мы просто советовали! А ты могло, между прочим, расти, как хочется, и не учитывать наши мнения.
– Да, я могло, − тихо сказало деревце-бонсай. – Но я выбрало другой путь – быть хорошим для всех. Мне казалось, что все вы, такие большие и умные, знаете лучше меня, каким мне расти и каким быть. Это моя ошибка. Теперь я знаю, что сомнения появляются, если собирать все мнения, а своего собственного не иметь. Я получило свой опыт, и теперь мне уже никогда не стать таким, каким я могло бы быть, если бы прислушивалось к себе. Но я вас не виню. Буду жить таким, какое есть.
И деревья стыдливо затихли, ведь каждый втайне думал, что все-таки немножко виноват в том, что маленький ливанский кедр уже никогда не будет таким, каким его задумала природа.
А вскоре неподалеку проклюнулся новый Росток.
– Интересно, что это за растение? – по привычке начала Плакучая Ива. – Я такого еще не видела…
– Кем бы оно ни было, я беру над ним шефство, – строго сказало деревце-бонсай. – И никому не дам руководить его ростом! Даже себе! Ты слышишь меня, Росток? Слушай свое сердце и расти так, как тебе будет казаться правильным! И сомнения никогда не искривят твой путь и твой ствол.
И новый Росток затрепетал, словно засмеялся, и во весь свой маленький рост потянулся наверх, к солнцу».
Пусть ваша личная история жизни, несомненно, станет волшебной для вас, и ростки превращаются в крепкие плодоносящие деревья, дорогие друзья.
Живите в удовольствие и без сомнений!
До новых встреч!
С любовью, ваша Рузиля КАЗАНЦЕВА-АХМЕТШИНА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев