Классное время: известные елабужане вспоминают свои школьные годы
1 сентября в России отмечается День знаний. Воспоминания об этом дне останутся с ними навсегда. О впечатлениях от Дня знаний, которые сохранились в памяти, корреспонденту НК рассказали известные люди Елабуги.
Гульшат Муллагалиева, главный редактор газет «Новая Кама» и «Алабуга нуры»:
- Я не знаю более дружного класса, чем наш. Училась я в Актанышской средней школе, школа тогда была одна, детских садов тоже мало, поэтому почти всех своих одноклассников я знала с ясельной группы. Дружим мы до сих пор, встречаемся небольшими компаниями несколько раз в год, а встречи с выездами на природу, играми-конкурсами, дискотекой устраиваем раз в два-три года. Очередная такая встреча состоялась месяц назад.
Школьные годы запомнились приключениями и проделками, побегами с уроков. Класс наш считался «сложным», мы доводили до слез молодых учителей. Но, тем не менее, учились хорошо, были очень начитаны, и открытые уроки, когда приглашались учителя и директоры со школ района, тоже проходили в нашем классе.
После окончания 9-го класса наш сложный коллектив решили поделить на две части и присоединить к двум другим, более спокойным классам. Но из этой затеи ничего не вышло, мы каждую перемену собирались вместе, иногда даже ходили в гости на уроки ко второй половине. В итоге через два месяца нас соединили снова, и доучивались мы уже вместе.
Помню, мы учились в 3-м классе, когда в школе обрушилась крыша. К счастью, произошло это ранним утром, и школьники не пострадали. Мы были вынуждены почти год учиться в здании районного дома культуры. Электрического звонка там не было, и дежурный просто проходил по коридорам клуба с обычным колокольчиком. Столовой не было тоже, еду приносили с собой. В «Ватсапе» есть группа одноклассников, так что мы всегда на связи. Вот даже сейчас на телефон приходят фото и видео, отснятые на встрече. Следующую запланировали уже на лето 2018 года.
Борис Калмыков, Почетный елабужанин:
- Сначала я пошел в пятую школу, потом - во вторую, а затем меня перевели в первую (она тогда располагалась на улице Казанская). В первой школе я учился недолго - не понравилось, да и хулиганистый я немного был, не мог долго сидеть на одном месте. Но раньше учителя были более строгие - и за ухо таскали, и в угол ставили. Это было в первой школе. Потом я во вторую школу перешел, через дорогу от моего дома. Классным руководителем тогда у нас была Елена Антоновна Шведчикова. А я был очень неусидчивым учеником. Ну, получал, конечно, - и от завуча Леонида Степановича Ивыгина, и от других учителей. На путь истинный меня наставил учитель физики Александр Петрович Долонин. Когда я получал двойку по его предмету, он приходил в свой выходной день в школу, чтобы я рассказал ему все, что изучали с начала четверти. Чтобы к нему прийти, нужно было заново выучить весь пройденный за четверть материал. Мясников по иностранному языку запомнился - бывало, как даст указкой по голове! Был у меня в школе лучший друг Володя Гаврилов. Он погиб. С ним вместе мы ходили на тренировки, ездили на соревнования.
Борис Калмыков третий справа в нижнем ряду
Саляхутдин Тазиев, доцент кафедры педагогики ЕИ КФУ:
- Я поступил учиться в Бизякинскую среднюю школу Елабужского района (сейчас Менделеевский район) в 1969 году. Помню, как меня мама отвела в школу, и в первый же день мы стали учиться писать. Так как я был левшой (правой рукой писать было тяжело), учительница Гульсум апа Гайнуллина оставляла меня после уроков. К концу первой четверти я был уже ударником, а к концу полугодия - отличником. Помню, как после первой четверти поздравить нас пришел директор школы Камиль абый Гильмуллин и вручил всем ударникам подарки, а про меня забыл. Я встал и сказал: «А мне разве нет?». Он извинился и мне тоже принес подарок. Помню, как нас принимали в октябрята: на уроке труда мы из картона вырезали звездочку, обшили красным сатином, а потом нам ее прикрепили булавкой к одежде. Только через месяц нам привезли настоящую звездочку октябренка с изображением Володи Ульянова. Интересно было вступать в пионеры и комсомол. Всю жизнь я был активистом. В пионерские годы возглавлял штаб «Учеба на совесть»: там мы работали с двоечниками, вызывали их на свои заседания, прикрепляли к ним шефов, освещали учебный процесс на страницах сатирической стенгазеты. Классный руководитель Мансура Габдулловна Ахметова прививала любовь к профессии учителя, специально готовила меня к поступлению в педагогический институт, и, будучи сама прекрасной танцовщицей, учила нас разным национальным танцам. Танцевальная группа нашего класса всегда была в школе самой лучшей. И, конечно, мастер своего дела - старшая вожатая Адия Салимовна Ибраева! У нас была настоящая пионерская жизнь, ходили в походы по родному краю, занимались изучением истории деревни, были у нас и настоящие тимуровские отряды. Помню, как мы шефствовали над телятами в животноводческой ферме. Вы бы знали, как они нас ждали каждый день!
Рустем Шайфутдинов, руководитель пресс-службы главы ЕМР:
- В первый класс я пошел в 1981 году, но для меня школа началась не 1 Сентября как у других ребят, а на неделю позже. Кажется, начало учебного года я проболел, и самый торжественный момент начала учебы был мною упущен. Село, где мы тогда жили, было на 100 процентов татарским. Язык повседневного общения по умолчанию был татарским. На нем разговаривали все, в том числе немногочисленные русские, причем зачастую друг с другом. Класс, в который меня определили, тем не менее, считался русским, и преподавание в нем должно было идти на русском. Однако на русском умели разговаривать лишь три человека: я, еще один одноклассник, кажется, удмурт, и наша учительница Сария Ильдусовна. Едва ли я вспомню кого-то еще из того класса - учиться там мне пришлось совсем недолго, - но имя первой учительницы никогда не забывал. Это то, что остается в памяти на всю жизнь. Моя начальная школа находилась в деревянном двухэтажном доме барачного типа. Когда мы гурьбой выбегали на перемену в коридор, полы жутковато скрипели, прогибаясь под ребячьей массой. Уже тогда казалось, что здание вот-вот развалится. Помню, в коридоре на первом этаже стояла подпорка, поддерживала провисавший потолок. Когда умер Брежнев, на этот столб повесили портрет генерального секретаря с траурной каймой. Каково же было мое удивление, когда я спустя четверть с лишним века оказался в этом селе и обнаружил школу целой и невредимой! Здание отремонтировано, ярко покрашено и используется до сих пор! Правда, уже не в качестве учебного заведения.
Елена Глинская, начальник Управления Пенсионного фонда:
- Я училась в школе №20 города Набережные Челны. Первый класс был не то что большим, а огромным - 43 человека. Первая моя учительница - Капиталина Ильинична Королева. Жила я в пятиэтажном доме, и так получилось, что в моем подъезде на каждом этаже жило по однокласснику. Нас так и называли - «октябрятская звездочка» (если кто помнит, во времена пионерии класс делился на «звездочки»). И все подготовительные мероприятия проходили дома у кого-нибудь из них. Стенгазету к одному идем делать, разучить песню к - другому... На одном из этажей жила моя одноклассница Люба. Все школьные годы сидели с ней за одной партой и дружим по сей день. Моим любимым предметом была математика. В связи со школьной реформой получилось так, что отменили школьную форму, а окончив 8-й класс, я сразу перешла в 10-11-й. Получается, я училась 10 лет, а окончила 11 классов.
Ольга Бусыгина, председатель Правовой палаты ЕМР:
- В первый мой день в школе, то есть 1 Сентября, после линейки, которая состоялась возле школы № 8, мы поднялись в свой класс с нашей первой учительницей Светланой Анатольевной Лобановой. Она рассадила нас парами - мальчик-девочка, и начался первый урок рисования. Меня посадили за вторую парту среднего ряда с Сашей Шельпяковым. Он был первым, с кем я познакомилась. На уроке я нарисовала мальчика из мультфильма «Мальчик-с-пальчик», который шел по цветочному полю. Не знаю, почему, но именно его. Учительница была очень добрая и ласковая, она всегда улыбалась нам. Поэтому в моей памяти она осталась доброй, внимательной, улыбчивой. На протяжении всей начальной школы она оставалась именно такой. Я думаю, что со мной согласятся и остальные ученики. После 3-го класса наш класс разъединили, кто-то перешел в 5-й в этой же школе, кто-то ушел в новую, девятую.
Моей подругой в первом классе была Таня Булатова. Ну а со второго класса я дружила с Наташей Емикеевой, всю школьную жизнь мы просидели с ней за одной партой и общаемся до сих пор. Она является крестной мамой моего старшего сына.
Анна Матвеева, председатель ТОС № 7 «Наследие»:
- Мою первую учительницу звали Валентина Григорьевна Рыбникова, сейчас ее уже нет. А последняя учительница в старших классах - Зоя Гареевна Кадырова - прекрасный педагог, математик и очень хороший человек. До сих пор, когда встречаемся, она мне говорит: «Анечка, ты ведь могла бы быть медалисткой». И улыбается - она знала, что я была своенравная и всегда имела свою точку зрения, всегда отстаивала свои права. Из-за этого мне занижали оценки, но это все мелочи жизни, учителя меня любили, и даже сейчас все меня помнят. Мы до сих пор поддерживаем друг друга в своей работе - сотрудничаем со школой №5, где я училась, проводим совместные мероприятия. В школе я была заместителем председателя дружины. Председателем быть не захотела, так как занималась в разных кружках: танцевальном, фольклорном, туристическом, в кружке химии, вязания, фотокружке, драмкружке.
В старших классах увлеклась баскетболом, занималась им до окончания школы. Руководителем тогда был нынешний директор школы №2 Сергей Немтырев, сейчас он в составе актива нашего ТОС.
Роберт Шишкин, директор ТСЖ «Рябинка»:
- В школе я был неугомонным заводилой, можно сказать, пионером из пионеров. Учились мы в очень старой школе, в аварийном здании, а потом построили новую. Она была первой в Татарстане (г. Лениногорск) по ленинградскому проекту, я очень этим горжусь. Со своим лучшим другом Рамилем Ризвановым поддерживаю отношения и сейчас. Несмотря на то, что жизнь нас развела, мы иногда созваниваемся и переписываемся в социальных сетях, вспоминая наши внеурочные приключения. Конечно, помню и свою первую учительницу - Раису Ивановну Ефремову. Как она буквально высаживала в нас ростки знаний. Я за это ей очень благодарен и вообще считаю советскую систему образования самой лучшей. Однако не только за знаниями мальчишки ходят в школу, но еще и девчонок за косички подергать! Соседке по парте тоже доставалось, но несмотря ни на что Нина Иванова давала мне списывать в трудную минуту.
Диляра Мироваева, преподаватель Елабужского колледжа культуры и искусств, Заслуженная артистка РТ:
- Я училась в татарской гимназии №1, тогда ее только открыли на базе школы № 9. Так получилось, что в первый класс я пошла вместе с сестрой Энже, несмотря на то, что она старше меня на год. В гимназию 1 Сентября мы пошли с родителями. Прекрасно помню свою первую учительницу - Мадину Шайхутдиновну. Она работала очень долго и после нашего выпуска. Учились первые три класса, и сразу - в пятый: четвертого тогда не было. До 11-го класса я училась в этой гимназии, поэтому здание девятой школы для меня родное. Позже построили отдельное здание гимназии - мои дети сейчас учатся в нем. Мне очень запомнились школьные дискотеки, концерты, КВН. Я как человек творческий всегда выступала на всех мероприятиях. В нашем классе учился Ильдар Салахов, с ним мы сидели за одной партой, - сын известного в городе баяниста Ильдуса Салахова. Сейчас он в Москве. С ним вместе мы занимались в вокальном ансамбле «Чишмэ», которым руководил мой папа. Несмотря на то, что у нас была очень творческая жизнь, мы преуспевали и в учебе. Наш классный руководитель Гузель Мирзануровна всегда ставила нас всем в пример. Гимназию я окончила в 2000 году. С одноклассниками поддерживаем отношения, более того, многие живут в нашем доме, двое - в моем подъезде. Организовываем встречи выпускников, приглашаем преподавателей.
Беседовала Олеся СМИРНОВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев