Летчицу из Елабуги боялся вермахт...
Один день отделяет нас от великого праздника – Дня Победы в Великой Отечественной войне. В этом году мы будем отмечать 76-ю годовщину со Дня Победы.
Принято считать, что защита Отечества – дело мужское. Между тем, существует немало примеров, когда женщины вставали в один ряд с мужчинами-защитниками Родины, были примером мужества и героизма, совершали подвиги. Сегодня мы расскажем о скромной девушке Тане Костиной, уроженке села Танайка Елабужского района. Родилась она 31 декабря 1921 года, ушла из жизни 20 лет назад, и все эти годы ее родные и близкие хранят память о ней, защищавшей нашу родину от немецко-фашистских захватчиков.
Она защищала Родину с неба
В приказе 4-й воздушной армии от 22 февраля 1944 года говорится о подвиге штурмана 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Татьяны Костиной: «Тов. Костина в полку с января 1943 г. Окончила курсы штурманов. Летать начала с мая 1942 г., за этот период времени сделала 143 боевых ночных вылета с боевым налетом 211 час. Сбросила 14500 кг бомбового груза. В результате бомбового удара были выданы 23 сильных взрыва и 11 очагов пожара. Тов. Костина ориентируется отлично. Летает на самолете У-2 при любых метеоусловиях днем, ночью и в горной местности. Потери ориентировок не имеет. Вся ее боевая работа проходила на Таманском полуострове. За отличное выполнение боевых заданий командования была назначена на должность штурмана звена с января 1944 г. Тов. Костина много работает над собой по усовершенствованию штурманского дела. Опыт Отечественной войны усваивает хорошо...».
Согласно учетно-послужной картотеке офицерского состава, находящейся в Центральном Архиве Министерства обороны города Подольск Московской области, в ряды Красной Армии Татьяна Дмитриевна Костина была призвана 11 мая 1942 года. В годы Великой Отечественной войны она участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии и Польши, наносила бомбовые удары по военным объектам врага в Восточной Пруссии и Германии.
А вот еще несколько ее боевых подвигов.
«В ночь на 26 сентября 1943 г. производила бомбометание по скоплению мотомехчастей в станице Старотитаровская и отступающим войскам противника на Трактовый. В результате бомбового удара были вызваны 2 сильных взрыва…».
«В ночь на 4 октября 1943 г. тов. Костина сделала 5 боевых вылетов по уничтожению автомашин противника от пункта Пересыпь к станице Ахтанизовская. В результате точного бомбометания были вызваны 2 сильных взрыва. Предположительно рвались боеприпасы».
«В ночь на 11 октября 1943 г. сделала 6 боевых вылетов по уничтожению войск противника в пункте Кезы. В результате бомбового удара были вызваны 2 сильных взрыва».
«В ночь на 14 ноября 1943 г. бомбила пункт Катерлёз по скоплению мотомехчастей и живой силы противника. В результате чего были вызваны 2 взрыва большой силы».
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими оккупантами она была удостоена правительственной награды – ордена Отечественной войны I степени.
Таня Костина от рядового штурмана выросла до штурмана звена. Умело руководила своими подчиненными. В ее наградном листе на орден Красного Знамени зафиксировано: «На фронте с января 1943 года произвела 402 боевых вылета с налетом 532 часа. После награждения в 1944 году орденом Отечественной войны 2 степени сбросила по войскам противника 37 тысяч кг бомб и свыше 50 тысяч листовок. В результате ее бомбовых ударов в стане врага вызваны 19 очагов пожара, 40 взрывов, повреждены 2 переправы, уничтожен прожектор».
Ее боялись немцы, а она – лягушек
При подготовке материала о летчице-землячке мне на глаза попалась статья пермского блогера Валерия Грачикова. И вот что он пишет: «В общей сложности она совершила более 400 боевых вылетов. И что вы думаете? Вот эта гроза вермахта всю жизнь, несмотря на весь этот военный кошмар и ужас, боялась лягушек. До обмороков. Про это внучка Татьяны Костиной рассказала военному историку Евгению Норину. Боялась до такой степени, что один раз из-за лягушки попала на гауптвахту. Стояла в карауле, и тут выпрыгнула лягушка. И бравый 22-летний лейтенант в юбке открыла по ней огонь, пытаясь избавиться от этого своего кошмара. И при этом к февралю 1944 года она уже отправила на головы фрицев 14500 кг бомб. Лягушек боялась, а летать по 4-5 раз за ночь, зная, что каждый раз вполне может быть последним – это запросто».
О войне говорить она не любила…
Наши читатели, наверное, зададутся вопросом: почему Пермь? Дело в том, что после войны и до конца своих дней Татьяна Костина жила в Перми. И по счастливой случайности мы нашли ее дочь и внучку, которые живут в этом городе и поделились с нами воспоминаниями о своей маме и бабушке.
– Бабушка родилась в многодетной семье, она – самая младшая из четырех сестер. В годы коллективизации ее отца раскулачили и отправили в город Красновишерск, где он и умер. Чтобы избежать ссылок семей кулаков в Сибирь, они ночью по Каме поплыли на барже в Пермь, где уже жила старшая сестра бабушки. По рассказам бабушки, День Победы она встретила в Германии. Вспоминала про всеобщее ликование, когда объявили капитуляцию. Выстрелы, салюты. Правда, перед отправкой их в Советский Союз она в этой суматохе попала под машину и с переломом ноги лежала в госпитале в Германии. Возвращалась уже позже, но не со своим полком. После войны бабушка вышла замуж. Но она обещала своим подругам-летчицам, что после замужества не будет менять фамилию, чтобы было легче найтись потом, в мирной жизни. Так и осталась Костиной. В браке родились три дочери – в 1947, 1948 и 1953 годах (моя мама – самая старшая). У них была дружная семья. Дедушка был старше ее на семь лет и всегда заботился о своих девочках. Дочки унаследовали фамилию отца – Карелины, – рассказала внучка Татьяны Костиной Ольга Мерсикова.
– Почему Татьяна Дмитриевна не вернулась на родину?
– Так получилось, что все ее сестры уже жили в Перми со своими семьями. Она тоже, видимо, решила остаться там. Вела домашнее хозяйство. Дедушка работал преподавателем в нефтяном техникуме. Свою Таню, как примерный семьянин, он боготворил. Бабушка умерла 30 июня 2001 года. Сейчас моей дочери 25 лет. Она взрослая, уверенная, самостоятельная. Но я не могу представить ее в фанерном самолете, несколько раз за ночь вылетающую бомбить врага. Она не хоронила своих подруг, расстрелянных немецким асом. Не садила подбитый самолет на минное поле. И я очень хочу верить, что ей никогда этого не придется делать. Но помнить про эту часть истории нашей семьи она будет всегда – как помню ее я, как будут помнить мои внуки, – поделилась Ольга Мерсикова.
Дочери Татьяны Костиной Нине Бондаренко тоже есть что рассказать о своей маме:
– Практически всю свою жизнь мама прожила в Перми. Воспитывала нас, трех дочерей; теперь я одна осталась. С детства мы знали о ее боевых подругах, с некоторыми она переписывалась. 2 мая со всей страны съезжались летчицы и штурманы на встречу в Москву. Помню, в 80-х мы ее всей семьей собирали на встречу. Шили красивое платье в ателье. Я сопровождала ее в Москву. Мама очень переживала, так как после войны нечасто куда-то выезжала и практически нигде не бывала. О войне говорить не любила, а если и рассказывала, то очень скупо: получили задание, взлетели, сбросили бомбы. Но 9 Мая всегда был и остается в нашей семье главным праздником.
Кто такие «ночные ведьмы»?
«Ночные ведьмы» – знаменитый женский авиационный полк, сформированный в октябре 1941 года. В нем служили девушки-студентки. Юные летчицы самостоятельно подвешивали под самолеты бомбы и грузы, общий вес которых порой превышал 300 кг. Каждая за смену могла перенести около тонны боеприпасов. Девушки летали на самолетах По-2 (У-2). Конструкция из дерева и фанеры выдерживала сотни попаданий. Именно из-за того, что полеты на таких самолетах не требовали приложения больших физических сил, на них летали женщины.
Ночными «ведьмы» звались потому, что совершали вылеты только ночью. За свои подвиги полк заслужил звание «Гвардейский». За освобождение Таманского полуострова Краснознаменный 46-й полк получил второе название «Таманский».
15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство летчиц демобилизовано. Про 46-й гвардейский ночной бомбардировочный полк режиссером Евгенией Жигуленко был снят фильм «В небе «ночные ведьмы». Евгения – одна из «ночных ведьм», была командиром звена того самого полка.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев