Новая Кама

Елабужский район

18+
2024 - год Семьи
Общество

Елабужская поэтесса посвятила книгу внуку, погибшему на СВО

Книга «Я вернусь!» вышла в конце минувшего года.

«А давно ли Санёк звонил, говорил, что купил новую военную форму: собирался в августе в отпуск. А еще он просил оставить ему вишни, не собирать всю: очень любил эту ягоду. Я, естественно, оставила целый куст, наварила вишневого компота, заморозила ягоды. Ан нет. Не получилось. А вишню склевали птички».

Это из книги Антонины Силкиной «Я вернусь!», вышедшей в самом конце теперь уже минувшего года – года, когда «…в мгновенье жизнь оборвалась, все взрывалось, словно шло цунами… Звездочка вдруг с неба сорвалась и сгорела там, за облаками».

«Орден на ладони» – это одно из стихотворений бабушки, потерявшей своего любимого внука, которому она заменила маму. 

«Ты дорог немало прошагал,
Как у всех – падения и взлеты.
Если падал, то опять вставал
И шагал, шагал вперед, до пота.
Но когда Россия позвала,
Ты пошел, сказав нам два-три слова:
«Я вернусь. Такие вот дела…
Значит, повоюем нынче снова».
Орден на ладони у отца.
Слов других здесь, кажется, не надо.
Держит он за сына, за бойца
Родины высокую награду».

Погиб боец Александр Силкин в зоне СВО. Нет больше позывного «Топаз», нет ясноглазого пацана, любознательного и безудержно влюбленного в родные края, преданного им, ценящего своих родных и близких.

Под рубрикой «Вернись, мгновенье!» автор поместила щемяще-трогательный рассказ «Вдвоем», где бабушка в сотый раз читает любимцу немудреную сказку о добре и зле, заряжаясь его радостью, безмятежным настроением, когда ей становится удивительно спокойно, и все жизненные проблемы и заботы отступают куда-то далеко-далеко.

«После окончания школы и училища Санёк ушел в армию. Попал в Чеченскую Республику, когда там уже заканчивались боевые действия, но кое-что ему там увидеть и испытать еще пришлось».

«Мы привыкли к «подъемам», «отбоям»,
По команде ложимся, встаем.
Вечерами, гитару настроив,
Мы с друзьями в казарме поем.
Здесь друзей приобрел я что надо,
Мне без них не прожить даже дня.
Это все мне за службу награда.
Нас навеки сдружила Чечня».

*** 
«А затем, как и у всех, – работа: УВД в Набережных Челнах, особая экономическая зона в Елабуге и другие предприятия.Служба в Чечне оставила в душе неизгладимые впечатления, он часто созванивался со своими армейскими друзьями, а дома пел песни на военную тему, слушал записи, сохранилась у него и любовь к автомату и вообще к оружию, многое находил в Интернете. И вот в жизни нашей страны случилось событие под названием СВО, и Санёк стал бредить войной, боями, а там пришла и его очередь идти в военкомат, и не по повестке, а просто так – узнать, как и что. В военном билете была одна запись: «Гранатометчик». Пошел в военкомат узнать, а там дали всего пару дней на сборы. У нас уж и слезы, и тревоги, и боязнь за него. Но он сказал: «Я вернусь! На Украине умирать не собираюсь».

Во время двухмесячного его пребывания на полигоне в Казани три раза ездили к нему на свидания, в последний раз были там в день отправки на СВО…

Ежедневные звонки, СМС-ки были до тех пор, пока наши бойцы не пересекли границу, но и оттуда уже в дальнейшем перезванивали, переговаривались. Донбасс – вот место, где пришлось отстаивать честь страны нашим ребятам».

*** 
Антонина Силкина, как и многие другие, не могла остаться равнодушной к событиям на фронте – одно за другим присала она стихотворения, посвященные бойцам 430 полка, где воевал ее родной Санёк.

«Градом пот, и натружены ноги,
Тянет спину нам бронежилет.
Мы к ребятам с пешим на подмогу,
А снаряды грохочут нам вслед…
От снарядов воронки все шире,
И все ближе орудий раскат.
Все в Донбассе мечтают о мире,
Им поможет российский солдат».
А это строки из стихотворения «Ты – татарин, я – русский»:
«Если я вдруг споткнусь невзначай,
Ты плечо мне подставишь мгновенно,
Скажешь: «Санька, дружище, вставай!
Воевать мы должны непременно».
Ты – татарин, я – русский. Ну что ж?
Все равно мы с тобой – россияне.
Адрес Родины тоже похож,
Мы с тобой родились в Татарстане.
…Прочь тревоги, и страхи все прочь – 
Друг, ипташ мой, Ильнур где-то рядом».

А еще не могут не тронуть за душу стихи «Наш комвзвода», что старше своих подчиненных всего лишь на полгода, но «с ним идти совсем не страшно в бой». «Держись, браток!» – это призыв не посрамить родную Русь, «от пуль друг друга мы прикроем. Мы все воюем за Донбасс – Рустам, Иван и мы с тобою».

*** 
Из последних сообщений Санька, датированных апрелем-июлем 2023 года, узнаем о его фронтовых буднях.

«В окопах грязища, сыро, ночи здесь очень холодные, на фотографии меня не узнаете, я грязный».

«К концу дня из четырнадцати бойцов, оборонявших пост, нас осталось семеро. Двоих тяжелораненых мы несли под градом пуль, рвались снаряды, но мы все же сумели донести ребят до безопасного места, одного увезли в Донецк, а другого – в Ростов».

«Бабуля, спасибо тебе за стихи о нас, мы все – взрослые, прожженные войной мужики – плакали, когда я их читал. Это большая поддержка – вдали от дома читать, слушать добрые строки. Напиши еще про нашу 42 десантно-штурмовую бригаду морской пехоты. Пока! Целую всех. Санёк».

«Батя, обратил внимание на автомат? Прокачал его, купил тактический приклад, планку и прицел. Глушитель покупать не стал, дорого стоит – 40 тысяч. А форму новую купил за 5 тысяч».

«Я жив-здоров. Недавно мне залетел осколок в губу, но как-то быстро зажило, а вот приехали с передовой на базу – меня опять не обошел осколок: он попал в ногу, сильные боли, нога опухла, пью обезболивающие таблетки, но ничего не помогает. Пришлось поехать к медбрату, он сказал, что надо бы в госпиталь, но это далеко и нужен транспорт. Медбрат решил действовать сам, обколол ногу, разрезал, выдавил, сделал систему с сильным антибиотиком… Так что я буду пока здесь, завтра постараюсь с вами связаться. Целую. Санёк».

«Завтра» – это 26 июля, а 2 августа родные в Елабуге получили горестную весть.

«Не скрою, – пишет Антонина Силкина, – я пыталась отговорить Сашу от поездки на Украину, но какое там!

– Бабуль, не спорь, мне надо туда пойти, надо, надо, надо…

На просьбы беречь себя Санёк отвечал, что все будет хорошо, что скоро они разобьют банды нацистов и вернутся домой, просил не переживать. Его сослуживец Радик Харисов, вернувшийся домой по состоянию здоровья и по возрасту, постоянно вспоминает:

– Санёк у нас был самым заметным – высокий, крепкий, ходил в черном берете морской пехоты.
Радик тоже не может смириться с гибелью друга. А уж мы…

Прилет снаряда от бронированного американского «Хаймарса» погубил и нашего Санька, и его боевых друзей. Это было утром 1 августа.

Лишь жаль всех тех, кто не вернется,
Кто пал в тяжелых тех боях,
Кто не увидит больше солнца,
Они живут у нас в сердцах».

*** 

На погосте в Танайке могилы деда и внука рядом. Так уж случилось, что долгие годы они жили вдвоем – Антонина, Михаил и Санёк, который пережил 80-летнего дедушку всего на два года. Жили-были старик со старухой, да не тридцать лет, как в той сказке, а в два с лишним раза дольше. За 62 года было, наверное, и сладкого не досыта, и горького не до слез, однако отметили и серебряную, и золотую свадьбы, вырастили детей, внуков. А когда Михаила не стало (он умер от обширного инсульта), она, казалось, потеряла весь смысл жизни.

Когда-то, вскоре после его похорон, звонит мне и рассказывает то ли притчу, то ли стихотворение в прозе:

– От моего Мишани осталась лишь память, которую не сотрешь. Долгие годы рука об руку шли по длинной-длинной лестнице. Бывало, спотыкались, но опять поднимались. А сегодня смотрю за окно и вижу на стекле крупные капли дождя. Показалось, что это слезы моего любимого, хотела стереть их рукой, а не получается, поскольку они с обратной стороны. Так и плакали вместе.

«Все в мире как будто застыло
И словно ушло на покой.
А правда ли прошлое было?
И правда ль, что ты был со мной?
Все кажется мне: это шутка.
И хочется верить всерьез:
Ты просто ушел на минутку
В наш сад за букетиком роз».

Несколько стихотворений, посвященных мужу, автор также поместила в книге «Я вернусь!». Тоской о нем наполнена «Скамейка»:

«И сижу я одна на скамейке,
А могли бы сидеть здесь вдвоем –
Слушать песнь соловьиной семейки,
Вспоминать о заветном былом.
Смерть – коварная, вредная штука – 
Разделяет сердца навсегда
И уносит любовь и разлуку,
И прожитые вместе года».
А эти стихи («Давай с тобой поговорим»), кажется, сами ложатся на музыку:
«И, как тогда, в руке рука,
Глаза в глаза. И сердце тает.
Я прибегу издалека
Ты знай: любовь преград не знает».
А вот строки из стихотворения «Моим любимым»:
«А фонарь на столбе – как из сказки чудес:
То горит, то мигнет, затухая.
Может, внук, может, муж улыбнутся с небес,
Скажут мне: «Не печалься, родная!»

*** 

В своем предисловии к книге автор, в частности, пишет: «Не зря у нас говорят: Родина-мать. Вот тут-то в слове «МАТЬ» хочется всегда писать заглавные буквы. Каждый сын всегда идет на защиту своей матери в лбой сложный период ее жизни. Вот и сейчас наши сыновья, внуки, братья – все встали на защиту своей Родины – России-матушки. И дай Бог им здоровья, силы духа, выдержки, смелости и отваги».

«Все здесь мило: зелень сада,
Лес, черемуха бела…
Мне богатств других не надо,
Только б Родина была», – просит Антонина Силкина. А до этого в стихотворении «Молитва» звучит ее мольба:
«Пусть над нами будет вечно
Солнца свет и неба синь,
И журчанье тихой речки…
Боже, Русь спаси!
Аминь…»

На последней странице книги автор чуть-чуть приоткрывает завесу своей биографии, повествуя о деревенском детстве в пригородной Танайке, об учебе в городе, о трудовой биографии, которая началась в родном селе, после чего была работа в школе, редакции газеты «Нефтяник Прикамья». Член Союза российских писателей, она написала немало стихов о своей малой родине, Елабуге, гимн к ее тысячелетию.

«Больше всего в написании стихов меня волнует тема-разговор с самыми юными гражданами – детками, им и в большей степени посвящаются мои строки», – подчеркивает Антонина Силкина. Кстати, перед тем, как написать о книге «Я вернусь!», я перечитала ее первый сборник «Маме солнце подарю», вышедший в 1995 году. Ее стихи о детях, идущие из глубины души, до сих пор никого не оставляют равнодушным. А что уж говорить о книге «Я вернусь!», каждая строка которой заставляет сострадать, гордиться такими земляками-патриотами, как Санёк Силкин.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

В редакцию газеты "Новая Кама" срочно требуется помощник главного бухгалтера. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru  Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11

 


Оставляйте реакции

1

0

1

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев