Елабужская династия в погонах: Дьяченко, Чернова, Назарова
Хочу рассказать о своих родных – маме, дедушке и отце.
Мама – Маргарита Дьяченко – родилась в 1939 году в одном из уютных и красивых городов Поволжья – Цивильске. Ее отец, занимавший ответственный пост в районном потребительном обществе имел «бронь» от военкомата. Образованный хозяйственник, руководитель был оставлен в тылу «до особого распоряжения». Я нисколько не удивилась, когда узнала, что мамин отец – Поликарп Игнатьев – своей «бронью» не воспользовался: уже в первые дни войны написал заявление и был направлен в составе пехотных войск защищать Родину. Перед отправкой на фронт он долго держал двухлетнюю дочку на руках, как оказалось, прощаясь навсегда.
Сначала письма приходили домой часто, а в 1943 году связь с отцом неожиданно оборвалась. Затем почтальон принес письмо с казенным листом-уведомлением о том, что Поликарп Игнатьев пропал без вести. Его фамилии не было ни в списке живых, ни в списке мертвых. На десятки запросов, разосланных позже мамой, приходили отрицательные ответы – «в списках не значится». Но до сих пор в наших сердцах теплится огонек надежды – узнать хоть что-нибудь о нашем дедушке. Вот что мама вспоминает о своем отце: «Каждый год с приближением мая я все отчетливее вспоминаю события моего далекого военного детства. Мне было всего два года, когда началась Великая Отечественная война. Помню себя сидящей на коленях у старого дедушки, рядом – плачущую маму и много незнакомых мне людей. Смутно вспоминаю отца, которого, как поняла позже, мы провожали на фронт. Больше я его никогда не видела».
Родители бабушки в военное время заботились о семье дочери. Забирали к себе маленькую Риту, помогали с продуктами. Но чаще всего моя мама оставалась на попечении девушек-студенток, снимавших комнату в их доме. Хоть и шла война, но в Цивильске работали три профтехучилища, в которых учились в основном девушки – парни были на фронте. Бабушка с раннего утра отправлялась на обязательные работы по обустройству противотанковых рвов и окопов. Оставив дочке вареную картофелину и кружку молока, она уходила до позднего вечера.
Полуголодных детей подкармливали от солдатского стола, получив негласное одобрение от начальства, практически каждый день. Зажав в руке кусок хлеба с вареной картофелиной или куском свеклы, мама со всех ног неслась домой. Боясь съесть весь доставшийся ей хлеб, она старалась запрятать его повыше на комод, чтобы сохранить для матери.
Часто маме вспоминается один интересный эпизод из военного детства. Тогда ей было около пяти лет, она еще не могла уверенно ориентироваться в городе и однажды, заигравшись с детьми, оказалась на незнакомой улице. Так случилось, что ребятишки куда-то разбежались, и она осталась одна, отчаянно ревевшая и испуганно оглядывавшая незнакомые заборы и палисадники. Плачущего потерявшегося ребенка прохожие сразу же отвели в ближайший милицейский участок. И тут произошла поистине судьбоносная встреча. В казенном кабинете маму встретила и обняла молодая женщина в милицейской форме и берете, красивая и, даже по внешнему виду, очень добрая. У сотрудницы детской комнаты милиции нашлись особые слова утешения, такие, что мама сразу перестала плакать. На все вопросы она ответить не могла, только называла номер дома и имя своей мамы – вот и все, что к тому времени успела выучить. Через некоторое время адрес установили и передали девочку матери, но никто в то время и не мог подумать, что уже через двадцать лет моя мама сама наденет милицейскую форму и будет служить в органах внутренних дел тридцать восемь лет…
Однажды, когда мама училась в восьмом классе, возвращаясь из школы, она увидела возле своего дома легковую машину – для тех лет это было большое событие. «А вдруг отец вернулся?» – тревожно подумала мама. Оказалось, что, узнав о ее певческом таланте, маму приехали приглашать на работу на военный завод, где к тому времени была сильно развита художественная самодеятельность. Так мама уже в 15 лет стала работать на заводе, а в свободное время – участвовать в заводской художественной самодеятельности. Ей вскоре выдали паспорт, по которому мама стала получать свою первую зарплату. Бабушка разрешила маме работать, радовалась, что дочка стала самостоятельной; поддержала она маму и тогда, когда мама решила учиться дальше – в Елабужском культурно-просветительном училище.
В Елабуге и произошла судьбоносная встреча мамы с моим отцом – офицером Александром Дьяченко, направленным в Елабугу по распределению после окончания института. С того времени они прожили красивую и очень счастливую жизнь – более пятидесяти лет вместе. Их семейное счастье пришлось на интересные годы – строительство Всесоюзной ударной стройки «КамАЗ», где мама, к тому времени уже работавшая в милиции, была начальником паспортной службы молодого автограда Набережные Челны.
Сейчас, оглядываясь на прожитые годы, мама с благодарностью вспоминает людей, встретившихся на ее пути. Гордится, что выросла в сильном и могучем государстве – СССР! Им с отцом – детям военного времени – страна дала возможность получить прекрасное образование, заниматься любимой работой, приносить пользу людям. Их жизнь прошла закалку военным лихолетьем и проверку на прочность в послевоенные годы. Их сила духа и верность Родине – мой ориентир в жизни.
Алена Чернова
От редакции: По стопам Маргариты Дьяченко пошла ее дочь Алена Александровна,и ее внуки Надежда Георгиевна и Константин Чернов. Алена Чернова много лет проработала в Елабужской средне-специальной школе милиции. Она и по сей день занимается общественной деятельностью. А Надежда - инспектор по работе со СМИ Елабужского отдела полиции. Константин Чернов занимает должность главного инспектора Инспекции Штаба МВД по РТ.
С увереннностью можно сказать, что эта семья является полицейской династией.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Комментарии
0
0
Как я рада читать о Маргарите Поликарповне Дьяченко. Ведь я её помню со времён когда она у нас в школе была пионервожатой. А потом мы с ней встретились на службе в Набережно Челнинском ГРОВД. Хотелось бы узнать о ней сейчас.
0
0