Новая Кама

Елабужский район

18+
2024 - год Семьи
Общество

«Елабуга стала эталонной...»: Рахим Гайсин рассказал про историю города

Елабугу, сумевшую в своем облике сберечь многие притягательные черты древности и старины, справедливо называют музеем под открытым небом.

Здесь и раньше было на что посмотреть: грандиозный Ананьинский могильник, Булгарское городище, комплекс оригинальных строений уездного купеческого города. Ее жители сохранили не только отдельные памятники и их ансамбли, но и старались поддерживать дух города уникального, имеющего глубокие корни в далеком прошлом. Однако лишь в последние десятилетия произошло научное осмысление этого историко-культурного феномена и целенаправленное имиджевое обустройство Елабуги. В том числе – за счет новых памятников культуры, архитектуры и искусства. Преображенная Елабуга прочно обрела репутацию жемчужины Нижнего Прикамья. Она стала местом притяжения для большого числа людей, превратилась в один из центров туристической индустрии в Татарстане и Российской Федерации. 

Ключевую роль в таком принципиальном и очень существенном обновлении Елабуги сыграло Постановление Совета министров РСФСР от 30 августа 1989 года №269 «О создании Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в Татарской АССР». Столь значимый документ появился не случайно, а в ответ на обоснованные запросы горожан, руководства Елабуги и Татарской АССР. Он позволял вести работу на местах и в регионе по охране, реставрации, популяризации, создании новых памятников культуры намного эффективнее, в концептуальном единстве. 

Ко времени этого судьбоносного решения среди елабужан 1980-х годов резко возрос интерес к историческому прошлому города, жизни и деятельности знаменитых земляков. И.И.Шишкина, Н.А.Дурову и часть их творчества знали давно. Имя М.И.Цветаевой было на слуху, а стихи и песни на ее тексты уже обрели свой круг почитателей. В Елабугу началось настоящее культурное паломничество жителей Набережных Челнов и Нижнекамска, новых городов-флагманов советской промышленности, особенно после открытия моста через Каму 6 ноября 1982 года. Вскоре, в 1984 году, в Елабуге началась последняя Всесоюзная ударная стройка, в ходе которой «КамТЗ» был перепрофилирован в «ЕлАЗ». Город студентов, интеллигенции и нефтяников стремительно пополнился строителями и машиностроителями. Среди них тоже оказалось немало почитателей овеянной преданиями Елабуги, сразу начавших интересоваться ее историей и культурой.

Все это стимулировало руководство города к активизации работы в данном направлении. По линии горкома КПСС сферу историко-культурной жизни Елабуги с 26 августа 1980 года курировала секретарь по идеологии ГК КПСС Д.Г.Галлямова, кандидат исторических наук, в прошлом вузовский преподаватель. Перед утверждением на новую должность она была приглашена на собеседование к секретарю Татарского обкома КПСС М.Ф.Валееву. Здесь Долорес Гайнетдиновна сразу поняла, что руководство Татарской АССР блестяще информировано о потенциальной возможности Елабуги стать центром культурно-просветительской работы в Нижнем Прикамье. Оно ставило целью создать в историческом городе «музей под открытым небом». Вся проблематика грядущих елабужских перемен была изложена Мирзагитом Фатхиевичем предельно четко и основательно. При этом он упомянул, что данным проектом занимается лично 1-й зампредседателя Совета министров ТАССР М.Х.Хасанов, и напутствовал: «Пройдет некоторое время – и вопрос решится положительно. Перспективы впереди большие, интересные… И кому как не вам заняться этим направлением деятельности…». Такие слова вдохновляли...

Уже через полгода пожелания М.Ф.Валеева осуществлять в Елабуге резонансные мероприятия и выходить на орбиту центральных информационных форумов начали реализовываться. В декабре 1980 года было проведено памятное торжество, связанное с 200-летием возведения села Трехсвятского, возникшего на месте татарской Алабуги, в ранг уездного города Елабуга, согласно указу Екатерины II от 11 сентября 1780 года. Параллельно происходит открытие памятника В.И.Ленину с участием его автора – выдающегося скульптора, академика А.П.Кибальникова, 1-го зампредседателя Совета министров ТАССР М.Х.Хасанова и 1-го секретаря ГК КПСС А.Н.Гунина. При всем различии, оба события были символичны. Они способствовали формированию в общественном сознании елабужан причастности ко всему произошедшему на родной земле в разные времена. Через несколько лет, в условиях новой реальности, этот принцип станет общим и позволит более объективно оценить социальную роль, просветительскую и духовную деятельность лучших представителей местного купечества и духовенства.

25 января 1982 года елабужане отметили 150-летний юбилей И.И.Шишкина, великого земляка, классика русского пейзажа. Еще в 1969 году тогдашний 1-й секретарь ГК КПСС С.Г.Габдуллин обратил внимание на плачевное состояние дома-музея художника: «Это было жалкое зрелище. Во дворе – сараюшки. На втором этаже – жильцы». Теперь, отреставрированный и с возрожденной аурой, царившей в семье Шишкиных, он встречал гостей из Москвы, Ленинграда, Казани и других городов и регионов страны, включая легендарных художников Т.Т.Салахова, Х.А.Якупова, А.И.Тумашева. Важно, что в рамках юбилейного форума был установлен памятный знак на месте, где великому живописцу предстояло воздвигнуть памятник. Открывала митинг Д.Г.Галлямова. Они, вместе с председателем исполкома Елабужского горсовета Е.В.Приваловым, в процессе подготовки к юбилею И.И.Шишкина провели ряд встреч в Москве, в том числе – со скульптором Ю.Г.Ореховым, чья кандидатура была выбрана в авторы памятника самому именитому из коренных елабужан. 

Дальнейшие события отсылают нас к 1988 году, когда 1-м секретарем Елабужского ГК КПСС становится Н.С.Нурмухаметов, человек глубоко компетентный и целеустремленный. К тому времени идея создания музея-заповедника, призванного стать системным механизмом для превращения Елабуги в город-музей, уже получила серьезное предметное обоснование и значительное развитие. Пакет документов по созданию музея-заповедника, подготовленный Министерством культуры ТАССР во главе с И.Н.Алеевым, был одобрен Советом министров республики. Успешным виделось прохождение проекта в Министерстве культуры РСФСР после многочисленных комиссий, заключений экспертных групп и отзывов.

Однако тревожной оказалась поездка Наиля Саитовича на одно из совещаний в Москву в 1989 году, с которого он возвратился сильно обеспокоенный. Сразу пригласил в кабинет Д.Г.Галлямову. Убедившись в столице, что в стране грядут кардинальные перемены, и медлить с постановлением Совета министров РСФСР по созданию музея-заповедника в Елабуге нельзя, Н.С.Нурмухаметов принял экстренное решение – в кратчайшие сроки завершить все текущие работы по его становлению. Д.Г.Галлямову попросил немедленно выехать в Москву и не возвращаться оттуда, пока вопрос с выходом наиважнейшего документа не будет решен…

На этом крайне значимом рубеже Елабуга не осталась одинокой. Надежная поддержка в деле создания музея-заповедника исходила от руководства ТАССР. В Москве произошло знакомство Д.Г.Галлямовой с журналистом-международником и дипломатом, в то время начальником Управления информации МИД СССР, Г.И.Герасимовым, уроженцем Елабуги. Его горячее участие в делах земляков выразилось в оперативном установлении связи с аппаратом Совета министров РСФСР и важных тогда рекомендациях. Куратор Кабинета министров, работавший над проектом постановления, сообщил, что на утверждение и выход в свет документов сложилась большая очередь. Посоветовал попасть на прием к Ф.А.Табееву, 1-му заместителю председателя Совета министров РСФСР и бывшему 1-му секретарю Татарского обкома КПСС. По воспоминаниям Долорес Гайнетдиновны, он знал ее раньше, принял тепло. Внимательно выслушал, задавая интересующие его вопросы. Прощаясь, Фикрят Ахмеджанович пожелал: «Работая по увековечиванию памяти известных людей, прошу вас внимательно отнестись к памяти М.И.Цветаевой». 

Ровно через месяц, 30 августа 1989 года, Постановление №269 Совета министров РСФСР «О создании Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в Татарской АССР» увидело свет. 

Первым директором ЕГМЗ, наделенным полномочиями зампредседателя горисполкома, стала Д.Г.Галлямова, проработавшая в этой должности по 2002 год. С некоторым перерывом, в течение которого новый директор музея-заповедника А.А.Елфимов внес свой достойный вклад в развитие сложившихся здесь традиций. В 2002 году это уникальное учреждение культуры возглавила Г.Р.Руденко и, как и прежде, продолжает его вести к новым впечатляющим успехам. Сначала в ЕГМЗ вошли только Музей истории города и Музей-усадьба Н.А.Дуровой, а со временем он объединил все крупнейшие музейные структуры города. 

Важно, что с первых шагов воля, профессионализм и энергия его сотрудников дали прекрасный эффект. 1991 год в Елабуге знаменуется установкой памятника И.И.Шишкину. В 1992 и 2002 годах прошли знаковые юбилейные торжества, посвященные 100-летию и 110-летию М.И.Цветаевой. В 2002 году недалеко от Мемориального дома Цветаевой возносится над окружающим пространством памятник Марине Ивановне. Этот уголок Елабуги изменился так, что каждый атрибут его информативен, несет печать трагического 31 августа 1941 года в сдержанно-лирическом и высоком обрамлении. В 1993 году появилась конная статуя Н.А.Дуровой. Отреставрированные или созданные с нуля музей краеведения, дом-музей Н.А.Дуровой, дом-музей И.И.Шишкина, Мемориальный музейный комплекс М.И.Цветаевой и другие, предстали не просто туристическими объектами, а яркими очагами культурно-просветительской работы – с вдохновенными творческими и художественными акциями, научными конференциями, хорошо выверенной издательской деятельностью. 

В городе обновили свой вид многие купеческие особняки, присутственные и культовые здания, начиная со Спасского собора. Была возрождена историческая мечеть «Аль-Кадыр» и возведена Соборная мечеть «Аль-Джамиг», духовно и пространственно перекликающаяся с мечетью-цитаделью Булгарского городища. В 2000 году в Елабуге появился строгий и красивый Монумент Памяти участникам Великой Отечественной войны, установлены бюсты землякам – Героям Советского Союза и полным кавалерам орденов Славы с центральным бюстом маршалу Советского Союза Л.А.Говорову. Вместе с тем фиксировалось, что Елабуга была местом размещения немецких и японских военнопленных Второй мировой войны – в 1943-1948 и 1945-1948 годах соответственно. Их пребывание оставило заметный след в городе – в мемориальных захоронениях умерших, воспоминаниях, фотографиях и рисунках, изданных ранее и в новых книгах. 

Сейчас елабужане живут в атмосфере неразрывного духовного единения с родным городом, хорошо сформированном визуальном и информационном пространстве. Важное место в нем занимает главный исторический код Елабуги, свидетельствующий о ее более чем 1000-летней истории. Если о древности Булгарского городища знают все, то о находке 1911 года в посаде, нижней части города, – немногие. Это были 4 серебряные серьги и 17 монет, датированные XI-XII веками. Многочисленные артефакты археологических поисков 1997-2002 годов подтвердили, что Алабугу и ее городище, военно-политический и культовый центр, люди населяли с доордынского времени. Участие в многогранной работе, связанной с установлением 1000-летнего возраста Елабуги, – еще одна важная страница в деятельности ЕГМЗ. На ее площадках и при участии сотрудников музея-заповедника во главе с Д.Г.Галлямовой анализировались исследования ученых, проводились совещания и конференции, выпускались научные издания. Резонансно отмеченный в 2007 году 1000-летний юбилей Елабуги, с установлением памятника булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухаммату, жившему на рубеже первых тысячелетий, подвел черту под почти тридцатилетним преображением города.

Это был триумф всех елабужан, руководства Елабуги и Республики Татарстан. Свое особое место в столь значимом достижении принадлежало коллективу Елабужского музея-заповедника. И, конечно, его первому директору Д.Г.Галлямовой – Почетной елабужанке, Заслуженному работнику культуры Республики Татарстан, обладателю множества наград. Среди них – Золотая медаль «Роза Мира», учрежденная ЮНЕСКО. Ее недавно Долорес Гайнетдиновне вручил глава Елабужского района Рустем Нуриев. Такой же наградой в 1999 году был награжден Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, а в 2016 году – Генеральный секретарь ООН Пак Ги Мун.

В сущности, в этом повороте к своим духовным и культурным истокам Елабуга стала эталонной, достигла того, что еще предстоит многим городам и регионам страны. У нее есть свое лицо, ее знают в мире. О ней говорят, пишут, снимают документальные фильмы.

Рахим ГАЙСИН
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

В редакцию газеты "Новая Кама" срочно требуется главный бухгалтер и помощник бухгалтера. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru  Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11

 


Оставляйте реакции

52

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев