Новая Кама

Елабужский район

18+
2024 - год Семьи
Общество

Деревни, которых уже нет на карте Елабужского района

Черново, Февраль, Малое Елово, Русский Дюм-Дюм – от них, расположенных когда-то в радиусе двух-пяти километров от села Большое Елово, остались лишь названия.

Деревень, о которых пойдет речь, на карте Елабужского района, к сожалению, уже нет. Черново, Февраль, Малое Елово, Русский Дюм-Дюм – от них, расположенных когда-то в радиусе двух-пяти километров от села Большое Елово, остались лишь названия.

– Так вы в этом году садили картошку? 
– Конечно, а как же без нее, главной кормилицы? Мы ее нынче в Феврале посадили, земля отменная оказалась.
– Как в феврале? – недоуменно уточнил городской собеседник, не понимая, что речь идет не о сроках посадки, а населенном пункте Февральский или Февраль, что когда-то (в 1927-1930 годах) образовался восточнее села Большое Елово, примерно в пяти километрах от него.
К началу коллективизации в поселке было 60 домов. Жители – люди, приехавшие в основном из села Большое Елово и деревни Малое Елово. Рядом лес, речка под небольшой горой, а среди улицы – болотце, что не засыхало все лето. Чего еще надо сельчанину? Для земледелия тоже были все условия. 
И хотя здесь жили и русские, и кряшены, никаких недоразумений на национальной почве не возникало, все работали дружно, а в праздники веселились вместе, пели песни на двух языках. В 1939 году в Феврале проживали 256 человек, была начальная школа, где в 1958-1959 учебных годах в 1-м, 2-м и 4-м классах обучалось по 5 человек (3-го класса не было).

В 1936 году здесь был организован колхоз «Февраль» с общим количеством земель 246 гектаров. Выращивали рожь, овес, гречиху, просо, горох, картофель, многолетние и однолетние травы на корм скоту. 

Через два десятка лет поселок был присоединен к колхозу «Красный луч» (Большое Елово). Жители стали переселяться в другие села, где в это время началась электрификация. К сожалению, до Февраля ток так и не дошел, что послужило одной из причин развала поселка. В 1976 году последний его житель Анатолий Бусыгин с семьей переселился в Большое Елово. Один из пустующих домов был перевезен в лесок возле деревни Айталан для охранника колхозной пасеки. Сегодня в нем живут Анна Ивановна Гарипова и ее дочь Ирина. Как и много десятилетий назад, здесь и сейчас нет электричества, газа и водопровода. Русская печь, занимающая почти половину избушки, керосиновая лампа, коромысло, ведра, топор – вот и все убранство. Зато рядом – удивительно чистый родник.
Анна Ивановна помнит Соловьевых, Перминовых, Федоровых, Герасимовых, Бусыгиных, Балашовых, что проживали в Феврале. После большого пожара в 1959 году многие переселились в другие деревни. 
По воспоминаниям учителя Большееловской школы Николая Айкашева, который прожил 88 лет, школа в поселке была открыта в бывшем поповском доме, привезенном из села Большое Елово в начале тридцатых годов. Учебная комната сначала была одна. Русские в ней учились на русском языке, кряшены – на своем. 
В конце августа 1941 года все мужчины 1900-1920 годов рождения были мобилизованы на фронт. Урожай хлебов в тот год был отличным, но уборка продолжилась дольше обычного. Часть урожая убирали лобогрейкой – был такой механизм на конной тяге. Копны пшеницы выкапывали из-под снега. 
Люди питались гнилой картошкой, которую собирали весной в виде почерневшего крахмала, да лебедой. Летом, когда появлялись ягоды и орехи, жилось легче.
Сегодня рядом с местом поселения февральцев – лишь погост, напоминающий о прошлой жизни, да речка Ванюшка, что журчит вдоль Мортовского леса. 
…Выпускники Февральской школы до сих пор с благодарностью вспоминают своих наставников, среди которых – Александр Сухоруков и его жена Анна, Иван Волков, Николай Айкашев, Александр Тихонов.
***
Черново находилось в двух километрах от села Большое Елово. По переписи населения в 1939 году здесь проживали 84 человека, во владении сельхозартели «Красная заря» был 191 гектар земли.
В деревне существовала начальная школа, но из-за отсутствия преподавателя она два года не работала, а во время войны и вовсе была закрыта. Дети учились в селе Большое Елово. 
Сельхозартель «Красная заря» в 1956 году была объединена с колхозом «Красный луч». 
В послевоенном Черново население сильно сократилось. Не стало колхоза. Жители деревни в основном переехали в соседнее Большое Елово. 
В 2019 году в Елабужском районе был реализован проект «Память забытых деревень». Волонтеры установили памятные доски, скамейки и столбы на местах селений, исчезнувших с течением времени.
***
В полутора километрах от Татарского Дюм-Дюма, в сторону Вятки, располагался Русский Дюм-Дюм. По данным Елабужского архива, в 1939 году в деревне было 32 дома, начальная школа, изба-читальня, а позже – клуб. После окончания начальной школы дети учились в Большееловской восьмилетке, жили в интернате при школе. 
Семьи в основном были многодетные – Чайниковы, Машановы, Перминовы, Панфиловы, Балашовы, Федоровы, Митрофановы… Жили в основном натуральным хозяйством. 
***
В 1780 году, согласно ведомости о селениях, отчисленных из Казанской губернии Елабужского округа, значится деревня Малое Елово помещицы Авдотьи Тетеревой в количестве 23 душ. В 1759-1773 годах дворов было 13, мужчин – 48, женщин – 61 (всего 109 человек). 
Из книги «Вятских родов» В.А.Старостина деревня Малое Елово входила в Вятскую губернию Елабужского уезда Черкасовской волости, Большееловского общества. Проживало здесь 28 семей, род занятий – пильщики. 
До начала и во время Великой Отечественной войны в деревне был колхоз «Алга» (председатель К.М.Иванов). На войну ушли 11 человек. Погибли А.Н.Алексеев, М.Г.Мельников, П.С.Рыжков, М.Н.Федоров, В.Н.Алексеев. 
После войны Н.М.Иванов работал главным бухгалтером в селе Большое Елово, А.Д.Зубков – председателем колхоза «Алга», П.А.Зубков занимался военной подготовкой молодежи, А.К.Федоров был шофером, И.К.Федоров – электромехаником в Мортовской МТС, Ф.Т.Рыжков всю свою жизнь посвятил школе. 
В 1947 году случился большой пожар, сгорели 7 домов. В процессе укрупнения хозяйств деревня стала распадаться. Семья Андрея Алексеева уехала последней. 
До этого в Малом Елово проживали русские, кряшены и татары. Жили весело, дружно, работали сообща, причем за трудодни. Денег, считай, не было, покупали только самое необходимое – керосин, соль, спички. Все нужное изготавливали сами. 
Сегодня на месте деревни стоит одинокий камень – память о том, что здесь когда-то жили люди. 
Эта публикация подготовлена с использованием материалов сборника Алевтины Кузьминой и Тамары Полянцевой «Долгой памяти малой родины».
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

В редакцию газеты "Новая Кама" срочно требуется помощник главного бухгалтера. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru  Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11

 


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев